ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Функциональный подбор смазок

27.03.2017

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Одним из наиболее злободневных вопросов, которым задаются специалисты по эксплуатации и ремонту различной техники и оборудования, выступает вопрос о подборе смазочного материала. Этот вопрос не актуален, если техника произведена тем или иным ведущим мировым производителем - она сопровождается не только полным набором сервисной документации, но и фирменным сервисным обслуживанием.

Имея на руках исчерпывающую информацию и рекомендации по применению смазочных материалов, легко сделать выбор, ведь вам только стоит бросить клич, как поставщики масел и смазок ринутся к вам, предлагая наперебой свой товар. Не удержусь, чтобы не выразить свой восторг от того, как приятно провести кастинг, почувствовав себя хозяином положения и вершителем судеб толпы менеджеров с прайс-листами и каталогами в руках. Но это, конечно же, шутка…

И в одной из следующих статей мы подробно рассмотрим, как правильно выбрать смазочный материал по рекомендациям производителя техники.

Но как быть, если ваше транспортное средство, машина или агрегат сделаны в Китае или в какой-нибудь республике бывшего СССР? А если техника вам досталась в наследство из далеких 70-х или 80-х годов прошлого века? В этом случае без услуг квалифицированного специалиста по смазочным материалам не обойтись. Вам нужен эксперт.

Но моя миссия и смысл настоящей статьи - помочь вам стать если не экспертами, то более самостоятельными в выборе смазочного материала. По крайней мере, вывести на «чистую воду» поставщика смазочных материалов, если тот пытается вам «впарить» что-нибудь экзотическое, вы всегда сможете. К этому вы должны быть готовы, так как рыночный способ ведения дела не предполагает абсолютную честность продавца, но подразумевает максимизацию его прибыли. И для этого он пойдет на любые ухищрения, предлагая наиболее экзотический продукт, который потом трудно будет заменить на более доступный аналог, не прибегнув к услугам другого эксперта.

Но не всё так безнадежно и мы сейчас рассмотрим некоторые принципы подбора на примере пластичных смазок.

Итак, рассмотрим алгоритм подбора смазки, если от производителя нет определённых рекомендаций.

  1. Определяем температурный диапазон работы узла трения.

В области высоких температур за работоспособность смазки отвечает загуститель!

Максимальные

рабочие температуры

Тип загустителя в основе смазки

Ценовой уровень продукта

До +120°С

Литиевое мыло

Литиево-кальциевое мыло

Алюминиевое мыло

Бариевое мыло

Недорогие смазки

До +140…+160°С

Комплексное литиевое мыло

Комплексное кальциевое мыло

Комплексное алюминиевое мыло

Комплексное бариевое мыло

Поликарбомидный комплекс (полимочевина)

Смазки среднего ценового уровня

До +160…+180°С

Комплексно-литиевое мыло

Комплекс сульфоната кальция

Уровень от среднего до высокого

До +180…+200°С

Комплекс сульфоната кальция

Бентонит

Высокий ценовой уровень

До +200…+260°С

Бентонит,

PTFE-загуститель

Уровень от высокого до максимального

В области низких температур за работоспособность смазки отвечает

базовое масло!

Минимальная температура

Тип базового масла

Вязкость

базового масла

≥0°С

Минеральное или синтетическое базовое масло

1000 сСт и выше

0…-20°С

Минеральное или синтетическое базовое масло

До 460 сСт

-20…-30°С

Минеральное базовое масло

До 220 сСт

Синтетическое базовое масло

До 460 сСт

-30…-40°С

Минеральное базовое масло

До 100 сСт

Синтетическое базовое масло

До 220 сСт

-40…-50°С

Синтетическое базовое масло

До 100 сСт

-50…-60°С

Синтетическое базовое масло

До 32 сСт

-60°С

Синтетическое базовое масло

До 15 сСт

Ниже -60°С

Силиконовое (кремнийорганическое) масло

Любой вязкости

Таким образом, сочетанием типа загустителя и базового масла мы выбираем оптимальную для данных температур смазку. При этом следует помнить, что каждая более высокая ступень температурного режима ведёт к удорожанию продукта! Наша с вами задача – выбрать оптимальную смазку.

  1. Определимся с влаго- и водостойкостью смазки.

За водостойкость в смазке «отвечает» снова загуститель!

Уровень влажности (обводнения)

Тип загустителя

Нормальная атмосферная влажность окружающей среды

Любой тип загустителя, соответствующий прочим условиям работы узла

Повышенная влажность

Любой тип загустителя, соответствующий прочим условиям работы узла, кроме натриевого мыла

Высокая влажность

Кальциевый,

Литиево-кальциевый,

Комплексный кальциевый,

Комплекс сульфоната кальция,

Алюминиевое мыло, алюминиевый комплекс,

Поликарбомидный комплекс (полимочевина)

Обводнение,

статическое воздействие воды

Кальциевый,

Комплексный кальциевый,

Комплекс сульфоната кальция,

Алюминиевое мыло, алюминиевый комплекс,

Поликарбомидный комплекс (полимочевина)

Динамическое воздействие воды

(вымывание, технологически неизбежное обводнение)

Комплекс сульфоната кальция,

Алюминиевое мыло, алюминиевый комплекс,

Поликарбомидный комплекс (полимочевина)

  1. Определим вязкостно-нагрузочные свойства смазки.

Вязкостно-нагрузочные свойства смазки зависят снова от вязкости базового масла, а также от трибологических присадок и добавок!

Уровень механических нагрузок

Вязкость базового масла,

наличие присадок и добавок

Низкие механические нагрузки

50-100 сСт,

нет трибологических присадок и добавок

Средние механические нагрузки

100-220 сСт,

трибологические присадки

Повышенные механические нагрузки

220-320 сСт,

трибологические присадки

Высокие удельные давления

320-460 сСт, трибологические присадки,

дисульфид молибдена, графит, фторопласт

Высокие удельные давления, динамические (ударные) нагрузки

460 сСт и выше, трибологические присадки,

дисульфид молибдена, графит, фторопласт

  1. Определим выбор смазок в условиях воздействия агрессивной среды.

Химическая стойкость смазки зависит опять-таки от загустителя!

Но и от базового масла тоже…

Воздействие агрессивной среды

Тип загустителя и базового масла

Растворы щелочей

Поликарбомидный комплекс (полимочевина),

бентонит + минеральное или синтетическое масло

Растворы щелочей и кислот

Поликарбомидный комплекс (полимочевина)

+ минеральные и синтетические базовые масла

Углеводородные растворители

PFPE-загуститель + PTFE-базовое масло

Кислородная среда

(кислородное оборудование)

PFPE и PTFE смазки

Радиационное облучение

PFPE - PTFE смазки

  1. Классифицируем смазки по скоростным качествам.

За скоростные свойства смазки отвечает базовое масло!

Подбор пластичной смазки в зависимости от скоростного режима подшипника производится расчетным путем по специальной эмпирической формуле:

 

где      Dn       – скоростной фактор подшипника,

            n          – частота вращения вала (корпуса), об/мин,

            Дн       – наружный диаметр подшипника, мм

            Двн     – внутренний диаметр подшипника, мм.

Геометрические размеры подшипника легко расшифровываются из номера подшипника. Производитель подшипника публикует их открыто. Найти в Интернете - пара пустяков.

Далее с помощью полученного значения скоростного фактора Dn с учетом рабочей температуры по специальной таблице или кривым находим значение вязкости базового масла в основе искомой смазки. Вязкость (кинематическая) в данном случае измеряется в сСт при 40°С.

Вот эти таблицы и кривые:

Таблица подбора вязкости базового масла по скоростному фактору подшипника.

Скоростной фактор (DN)

Вязкость базового масла при 40С

< 100 000

> 460

100 000

220

300 000

150

500 000

100

600 000

68

800 000

32

Более 1000 000

< 15

Таблица подбора класса консистенции NLGI по скоростному фактору и температурам

Рабочие температуры, С

Скоростной фактор (DN)

Консистенция по NLGI

-35С до +40С

0 — 75 000

1

75 000 — 150 000

2

150 000 — 300 000

2

- 18С до +65С

0 — 75 000

2

75 000 — 150 000

2

150 000 — 300 000

3

+40С до +135С

0 — 75 000

2

75 000 — 150 000

3

150 000 — 300 000

3

Описание: http://unom.ru/files/images/article29/1.gif

График подбора вязкости базового масла по температурам и скоростному фактору.

Признаюсь, расчет скоростного фактора и дальнейший подбор вязкости базового масла с последующим выбором смазки – дело громоздкое и требующее некоторого опыта. Поэтому приведу ориентировочную (!) таблицу с наиболее типичными значениями вязкости базового масла для самых распространенных подшипниковых узлов с примерами смазок от российской компании ARGO.

 

Типичный узел

Частота вращения,

об/мин

Вязкость базового

масла при 40°С,

сСт

 

Пример смазки ARGO

Подшипник качения шпинделя металлообрабатывающего (деревообрабатывающего) станка

>3000

15 – 25

ElitSint 25 EP2

Подшипник синхронного

электродвигателя или вентилятора

>3000

15 – 25

ElitSint 25 EP2

Подшипник синхронного

электродвигателя или вентилятора

1500 - 3000

50 - 100

Termolit 3000 W EP3

TermoSint 100 EP2

TermoLux P100 S EP2

Подшипник асинхронного

электродвигателя или вентилятора

1500

100 - 220

Termolit 3000 EP2

TermoLux P220 EP2

TermoLux P100 S EP2

Подшипник ступицы колеса автомобиля

<1500

150 - 220

Elit X EP2

ElitBlue EP2

ElitCa 220 EP2

Подшипник молотковой дробилки

~1000 +

ударные нагрузки

460

TermoLub S460 EP2

TermoLit HD EP2

Подшипник рабочего валка листопрокатного стана

<500

220

TermoLub S220 EP2

Elit X EP2

Подшипник рабочего валка сортового или толстолисто-вого прокатного стана

<100

460 - 680

TermoLub S 460 EP

TermoLub S 650M EP2

Termolit 3000 HD EP2

Termolit 3000 HDS EP2

TermoMax EP2

Подшипник роликоопоры вращающейся печи обжига клинкера

<100

460 - 680

TermoLub S 460 EP

TermoLub S 650M EP2

Termolit 3000 HD EP2

Termolit 3000 HDS EP2

TermoMax EP2

Рассмотренная таблица отражает наиболее типичные случаи применения смазок и помогает быстро подобрать нужный продукт. В дальнейшем с учетом конкретных особенностей работы подшипникового узла можно несложно сделать корректировочный подбор смазки. Если в этом возникнет необходимость, инженеры компании-поставщика смазочных материалов вам помогут это сделать.

На этом, друзья, своё повествование завершаю. Надеюсь, оно было полезным.

До новых встреч!

связаться с нами
подобрать смазку