ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

История стандартов ISO, NLGI, DIN и т.д.

29.03.2017

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Как и обещал в предыдущей статье, в настоящей я собираюсь рассказать о стандартах, на которые ссылаются производители оборудования, а мы ими руководствуемся при выборе смазочных материалов. Расскажу также коротко об организациях, олицетворяющих эти стандарты и, конечно, о расшифровке кодов, обозначающих пластичные смазки.

Научно-техническая революция второй половины XX века привела к бурному развитию технологий, а также к появлению современного транспорта и промышленного оборудования. С другой стороны, технологический скачек в индустрии смазочных материалов породил их огромное многообразие. Необходимость выбора масла или смазки в «океане» смазочных материалов остро актуализировали потребность в систематизации, классификации и стандартизации этой продукции. За дело взялись метры своего дела – международные организации, специализирующиеся в области стандартизации промышленных материалов и изделий.

Поскольку в этом блоге мы традиционно рассматриваем вопросы, связанные только с пластичными смазками, то остановимся подробно на таких стандартах, как DIN 51502, NLGI и ISO 6743-9-87, которые наиболее полно классифицируют и идентифицируют пластичные смазки.

Стандарт DIN 51502

Описание: http://www.montsame.gov.mn/en/media/k2/items/cache/47500ef0677af4fa809d61dca571be87_XL.jpg

Одной из самых авторитетных организаций в среде инженеров из всех областей науки, промышленности и бизнеса по праву признан институт DIN - Deutsches Institut für Normung - Немецкий институт по стандартизации. Вот ссылка на представление института DIN в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/DIN .

Но мы не будем отвлекаться на исторические экскурсы и разберём, собственно, стандарт DIN 51502. Лучше всего это сделать на примере реальной смазки, для чего расшифруем популярную в России смазку Elit M EP2 от отечественной компании ARGO.

KPF2K-30

K – смазка для подшипников качения и скольжения (табл. 1),

Р – легирована противоизносными и противозадирными присадками (табл. 2),

F – содержит твёрдые смазочные добавки (табл. 2),

2 – класс консистенции по NLGI (табл.3)

K – максимальная рабочая температура (табл. 4)

-30 – минимальная рабочая температура минус 30⁰С.

Таблица 1

Тип пластичной смазки в соответствии с типом узла трения

Буквенное

обозначение

Пластичные смазки для роликовых подшипников качения, подшипников скольжения, поверхностей скольжения по стандарту DIN 51825

K

Пластичные смазки для закрытых приводов по стандарту DIN 51826

G

Пластичные смазки для открытых приводов, зубчатых приводов (адгезивные смазки без битума)

OG

Пластичные смазки для подшипников скольжения и уплотнителей

M

Таблица 2

Дополнительное буквенное обозначение

Смазки

F

Для смазок с твёрдыми добавками (графит, полисульфид молибдена)

P

Присадки для смазок для снижения трения и износа в зоне повышенного трения и/или для повышения допускаемой нагрузки

Таблица 2А Тип базового масла

Буквенное обозначение

Тип базового масла

E

Полиэфирное базовое масло

FK

Фторуглеводородное базовое масло

HC

Синтетическое углеводородное базовое масло

PH

Базовое масло на основе эфиров фосфорной кислоты

PG

Полигликолевое базовое масло

SI

Силиконовое базовое масло

X

Другие типы базовых масел

Отсутствие

буквенного символа

Минеральное базовое масло

Таблица 3 Классы консистенции по NLGI

Класс консистенции по

NLGI / DIN 51818

Пенетрация (х 0,1 мм)

по DIN ISO 2137

Состояние

Применение

000

445 – 475

Очень жидкая

Смазки для закрытых и открытых зубчатых передач,

для централизованных систем смазки

00

400-430

Жидкая

0

355-385

Полужидкая

1

310-340

Очень мягкая

Смазки для подшипников качения и скольжения

2

265-295

Мягкая

3

220-250

Полутвердая

4

175-205

Твердая

Специальные применения

5

130-160

Очень твердая

6

85-115

Сверхтвердая

Таблица 4 Максимальные рабочие температуры

Буквенный

символ

Максимальная температура

применения по DIN 51821

Реакция по отношению к воде

по DIN 51807, часть 1,

уровень по DIN 518071

C

+60 °C

0-40 или 1-40

D

2-40 или 3-40

E

+80°C

0-40 или 1-40

F

2-40 или 3-40

G

+100°C

0-90 или 1-90

H

2-90 или 3-90

K

+120°C

0-90 или 1-90

M

2-90 или 3-90

N

+140°C

Нет требований

P

+160°C

R

+180°C

S

+200°C

T

+220°C

U

свыше +220°C

Классификация NLGI

Описание: http://www.top1oilja.com/wp-content/uploads/sites/157/2015/06/nlgi-logo.png

Рассматривая классификацию пластичных смазок по DIN 51502, мы коснулись их классификации по густоте (консистенции), которую отражает ещё один стандарт ещё одной авторитетной организации – NLGI (National Lubricating Grease Institute). Это Национальный институт пластичных смазок США, который разработал классификацию смазок, приобретшую также международный статус.

Классификация пластичных смазок по NLGI относится, преимущественно, к автомобильным смазкам и представляет собой довольно объемный для формата настоящей статьи блок информации. Поэтому, предлагаю рассмотреть эту тему в отдельной статье, которую обещаю представить в ближайшее время. Что же касается классификации смазок по консистенции, то эту простую и удобную систему NLGI мы уже знаем из таблицы 3.

Стандарт ISO 6743-9-87

Описание: http://atmagro.ru/wp-content/uploads/2013/12/Na-Dnepropetrovshhine-vzjalis-za-vnedrenie-HACCP-i-ISO-na-pishhevyh-predprijatijah.png

И всё же международной системой, классифицирующей смазочные материалы, несмотря на всю авторитетность DIN и NLGI, является ISO (International Organization for Standardization).

ISO это Международная организация по стандартизации, которая с 1946 года разрабатывает технические стандарты практически во всех направлениях бизнеса, отраслях промышленности и технологиях.

Итак, классификация пластичных смазок по стандарту ISO 6743-9-87.

Настоящий стандарт устанавливает классификацию группы X (пластичные смазки), которая входит в класс L (смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты). Этому стандарту полностью соответствует российский ГОСТ 28549.9-90.

Стандарт применяется ко всем категориям пластичных смазок, используемых для смазывания оборудования, узлов машин, транспортной техники и т.д.

Пластичные смазки классифицированы согласно условиям эксплуатации, при которых они используются.

Обозначение пластичной смазки по ISO 6743-9-87 рассмотрим на примере популярной смазки Elit X EP2 также от российской фирмы ARGO.

ISO-L-X-CEHB 2

ISO – Международная организация по стандартизации,

L – класс смазочных материалов,

X – группа смазочных материалов (пластичные смазки),

С – минимальная рабочая температура (табл. 5),

E – максимальная рабочая температура (табл. 6),

H – уровень защиты от коррозии (табл. 7),

B – наличие противозадирных EP-присадок (А – отсутствие),

2 – класс консистенции по NLGI.

Таблица 5 Минимальные рабочие температуры

Температура, С

Обозначение

0

А

-20

В

-30

С

-40

D

ниже -40

E

Таблица 6 Наибольшие рабочие температуры

Температура, С

Обозначение

+60

А

+90

B

+120

C

+140

D

+160

E

+180

F

свыше +180

G

Таблица 7 Защита от коррозии

Среда

Стапень защиты

Обозначение

Сухая

L

A

Сухая

M

B

Сухая

H

C

Туман

L

D

Туман

M

E

Туман

H

F

Вымывание водой

L

G

Вымывание водой

M

H

Вымывание водой

H

I

L – не защищает

M – защищает от воздействия пресной воды

H – защищает от воздействия соленой воды

Итак, мы подробнейшим образом рассмотрели систематизацию, классификацию и идентификацию пластичных смазок по международным стандартам, научились расшифровывать буквенно-цифровые коды пластичных смазок и, наконец, приобрели навыки считывать требования производителей техники и оборудования, зашифрованные в картах смазки. Надеюсь, это было полезно.

А теперь я прощаюсь до следующих встреч в блоге Павла Надежного. 

Удачи, вам, друзья!

связаться с нами
подобрать смазку