ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Как подобрать смазку по рекомендациям производителя техники

29.03.2017

Приветствую вас, дорогие читатели блога!

В предшествующей статье о принципах подбора смазок мы рассмотрели функциональный подбор. Это наиболее сложный способ, учитывающий множество факторов, характеризующих условия работы узла трения. Гораздо проще выбрать смазку, опираясь на рекомендации компании-производителя техники. Ведь конструкторы, проектирующие машину, всё учли за нас с вами и, выдвигая требования к смазочному материалу, заранее взяли на себя ответственность за работоспособность своего детища.

Однако, поскольку производители бывают разные, мы рассмотрим наиболее типичные примеры, связанные с крупными отечественными и мировыми производителями, продвинутыми как в технологиях машиностроения, так и в опыте применения смазочных материалов.

Итак, надежный производитель оборудования свои требования к смазочному материалу всегда указывает в руководстве по эксплуатации. Причем указывает в виде стандарта, которому должны соответствовать масла и смазки. Это главное! Руководство по эксплуатации необходимо внимательно читать в части регламента технического обслуживания, а также в приложении, в котором содержится карта смазки и примеры масел и смазок.

Эти примеры, порой, смущают механиков по ремонту и эксплуатации техники, так как «привязывают» к конкретным производителям смазочных материалов и вынуждают расширять номенклатуру продуктов и количество поставщиков.

Давайте рассудим вместе, как правильно трактовать рекомендации применять конкретные масла и смазки конкретных производителей.

Акцентирую, друзья, ваше внимание, законом для механика при выборе смазочного материала является стандарт, которому он должен соответствовать!

Наиболее распространенным и удобным стандартом, закрепляющим единую систему обозначения и идентификации смазок, считается немецкий стандарт DIN 51502 или DIN 51825/51826. Хотя для автомобильных смазок это может быть стандарт NLGI, принятый в основном в странах Северной Америки.

Описание: http://www.montsame.gov.mn/en/media/k2/items/cache/47500ef0677af4fa809d61dca571be87_XL.jpg

Описание: http://www.top1oilja.com/wp-content/uploads/sites/157/2015/06/nlgi-logo.png

Описание: http://atmagro.ru/wp-content/uploads/2013/12/Na-Dnepropetrovshhine-vzjalis-za-vnedrenie-HACCP-i-ISO-na-pishhevyh-predprijatijah.png

       

Как тогда быть с рекомендациями применять ту или иную смазку того или иного производителя?

Дело в том, что конкретные смазочные материалы указываются в качестве примера для стран, в которые экспортируется техника. Несложно заметить, что это, как правило, продукция транснациональных корпораций, представленная во всем мире. Это напоминает принцип Coca-Cola и Pepsi-Cola. Все понимают, что эти напитки далеки от представлений о здоровом питании, но их доступность и узнаваемость в любой точке Мира делает их самыми продаваемыми.

Роль Coca-Cola и Pepsi-Cola в смазочном мире выполняют торговые марки Mobil, Shell, Castrol и т.п. Нет-нет, я не преследую цель опустить в ваших глазах эти заслужившие доверие потребителей бренды, а лишь хочу донести мысль о том, что на этих товарах выбор смазочной продукции не исчерпывается. А логика инженеров проста, ведь не зная в какую страну будет поставлена техника, они предлагают вам то, что можно приобрести в любой точке Планеты.

При этом часто упускается масса не менее достойных местных производителей на локальных рынках. Ну, скажем, американские производители никогда не порекомендуют масла и смазки немецких компании Fuchs и Kluber или французских Total и Elf. А вот Mobil, Chevron и Texaco укажут непременно. Почему? Просто эти компании, во-первых, американские, а во-вторых - транснациональные. Всё предельно просто!

И в этом ничего плохого нет. Необходимо лишь научиться трактовать рекомендации шире и помнить о главном – о стандарте, который классифицирует и идентифицирует смазочный материал.

Рассмотрим пример. В карте смазки грузового автомобиля указан стандарт, которому должна соответствовать смазка для подшипников ступиц колёс. Это DIN 51502: KP2P-30. При этом уточняется, что вязкость базового масла должна быть не менее ISO VG 220. Что означает эта информация? Для начала расшифруем буквенно-цифровой код смазки.

КР2Р-30

К – смазка для подшипников качения и скольжения.

Р – смазка легирована противоизносными и противозадирными присадками.

2 – класс консистенции по NLGI соответствует 2 или показаниям пенетрометра 265-295 мм·0,1.

Р – максимальная рабочая температура +160⁰С.

-30 – минимальная температура применения минус 30⁰С.

Наконец, уточнение ISO VG 220 – вязкость базового масла в смазке 220 сСт при 40⁰С.

Этому коду соответствует масса самых различных смазок от самых различных производителей. Например, смазка Elit X EP2 от российской компании ARGO. Вот её подробные характеристики:

Характеристика

Метод

АРГО

Elit X EP2

Загуститель

-

Lithium-Complex

Базовое масло

-

Минеральное

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-30..+160

Классификация смазок

DIN 51502

KP2N-30

Цвет смазки

Визуально

Синий

Класс консистенции NLGI

DIN 51818

2

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

220

Температура каплепадения, ºС

DIN ISO 2176

260

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

3283

Кстати, подробные таблицы для расшифровки кодировки смазок по DIN 51502 и происхождение этого стандарта я планирую привести в ближайшей своей статье о стандартах.

На этом статью завершаю. Надеюсь, мои аргументы были убедительны и в дальнейшем помогут вам более широко и свободно интерпретировать рекомендации производителей транспортной техники и оборудования. Ну, и конечно стать более независимыми в выборе смазочных материалов.

До новых встреч на страницах блога!

связаться с нами
подобрать смазку