ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Низкие скорости вращения. Смазки для тихоходных подшипников.

18.06.2017

В предшествующей статье мы рассмотрели особенности работы скоростных узлов трения и свойства смазочных материалов для их оптимальной работы. В настоящей статье мы обсудим специфику смазочных материалов для тихоходных узлов трения.

Итак, ключевое условие правильной смазки подшипника - гидродинамический режим трения. В этом режиме процессы трения и износа имеют минимальную интенсивность. На рисунке 1 показан характер взаимодействия трущихся поверхностей при сухом и граничном трении, а также в условиях гидродинамического трения.

http://s015.radikal.ru/i330/1703/f7/b4a4a7f0757c.jpg
Рис. 1 Режимы трения в присутствии смазочного материала и без него
 

Формирование стабильного гидродинамического трения зависит от скорости взаимного перемещения рабочих поверхностей подшипника и вязкости жидкости (масла) между ними. Чем выше скорость, тем при меньшей вязкости масла устанавливается стабильный гидродинамический режим. А чем выше вязкость масла, тем при меньшей скорости вращения подшипника возможно гидродинамическое трение.

Таким образом, тихоходные подшипники качения и скольжения для защиты от износа должны смазываться высоковязкими маслами и смазками на высоковязком базовом масле. Снова приведу таблицу ориентировочного подбора смазочного материала в зависимости от скорости вращения подшипника и примеры пластичных смазок АРГО, проверенные практическим применением в данных условиях.

Типичный узел

Частота вращения,

об/мин

Вязкость базового

масла при 40°С,

сСт

Пример смазки ARGO

Подшипник качения шпинделя металлообрабатывающего (деревообрабатывающего) станка

≥3000

15 – 25

TermoSint 25 EP3

Elit A EP3

Подшипник синхронного

электродвигателя или вентилятора

≥3000

15 – 25

TermoSint 25 EP3

Elit A EP3

Подшипник синхронного

электродвигателя или вентилятора

1500 - 3000

50 - 100

Termolit 3000 W EP3

Подшипник асинхронного

электродвигателя или вентилятора

1500

100 - 150

Termolit 3000 EP3

TermoLux P220 EP2

Подшипник ступицы колеса автомобиля

<1500

150 - 220

Elit X EP2

TermoLux P220

ElitBlue EP2

Elit HD EP2

ElitCa 220 EP2

Подшипник молотковой дробилки

~1000 +

ударные нагрузки

220

TermoLub S 220 EP2

Elit X EP2

Подшипник рабочего валка листопрокатного стана

<500

220

TermoLub S 220 EP2

Elit X EP2

Подшипник рабочего валка сортового или толстолистового прокатного стана

<100

460 - 680

TermoLub S 460 EP2

TermoLub S 650M EP2

Termolit 3000 HD EP2

Termolit 3000 HDS EP2

TermoMax EP2

Подшипник роликоопоры вращающейся печи обжига клинкера

<100

460 - 680

TermoLub S 460 EP2

TermoLub S 650M EP2

Termolit 3000 HD EP2

Termolit 3000 HDS EP2

TermoMax EP2

Из таблицы видно, как со снижением частоты вращения подшипника возрастает требуемая вязкость базового масла. Но высокая вязкость – не единственное условие надежной защиты, ведь при малых скоростях существует опасность эластогидродинамического и, даже, граничного трения. И чревато оно задиром и повышенным износом деталей подшипника.

Низкие скорости взаимного перемещения поверхностей, кроме неустойчивого эластогидродинамического трения, чреваты снижением эффективности противозадирных (ЕР) присадок. На малых скоростях ЕР-присадки попросту не активизируются. Их локальная активизация происходит только при разогреве в точках касания микрорельефа пары металл-металл, который создается на определенной скорости скольжения.

Для усиления противозадирного эффекта при низких скоростях в смазки вводятся твёрдые смазочные добавки кристаллических веществ слоистой структуры. В качестве слоистых кристаллических добавок используются как обычные дисульфид молибдена или графит, так и модные белые смазочные добавки. Не зависимо от природы, их смазывающий эффект основан на скольжении не связанных между собой микрочешуек кристалла. На рисунках 2 и 3 показана кристаллическая структура графита и дисульфида молибдена.

http://news.mit.edu/sites/mit.edu.newsoffice/files/images/2012/20120822145400-0_0.jpg

Рис. 2 Слоистая кристаллическая решетка дисульфида молибдена:

  • атомы желтого цвета – сера,
  • атомы голубого цвета – молибден

Между атомами молибдена и серы в кристаллах дисульфидах молибдена существует прочная химическая связь, в то время как между атомами серы связь отсутствует, что обеспечивает свободное скольжение слоев, обращенных друг к другу атомами серы.

http://www.mbi-berlin.de/images/science/Graphite_.jpg
Рис. 3 Слоистая кристаллическая решетка графита
 

Аналогичным образом обеспечивается взаимное скольжение слоев кристаллов графита. Слоистая структура отчетливо видна на рисунке 3.

Вернёмся же к тихоходным подшипникам. Особенностями тихоходных подшипников являются высокие удельные давления, граничное трение, не редко умноженные на ударные нагрузки. Эти особенности обусловили применение смазок на высоковязких маслах 220-460 сСт при 40ºС, а иногда и более – до 1000-1500 сСт. В зависимости от удельных давлений и присутствия ударных нагрузок, смазки усиливаются твёрдыми смазочными добавками графита или MoS2.

Смазки из статьи:

TermoSint 25
TermoSint 25         
Elit A
Elit A                        
TermoLit 3000
TermoLit 3000         
TermoLux P 150
TermoLux P220      
Elit X
Elit X                        
Elit Blue
Elit Blue                 
Elit HD
Elit HD                   
ElitCa 220
ElitCa 220                 
TermoLub S 220
TermoLub S 220      
TermoMax
TermoMax    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До новых встреч!

Павел Надежный.

 

связаться с нами
подобрать смазку