ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Синие автомобильные смазки

14.07.2020

История синих смазок берёт своё начало со второй половины ХХ века в США. Сейчас сложно отследить эволюцию этих популярных смазок в датах, но первоначально данный тип смазок производился на минеральном базовом масле и литиевом или смешанном литиево-калиевом мыле. Характерный синий цвет смазкам придавал фталоцианин меди, который использовался в качестве трибологической и антиокислительной присадки.

Благодаря антиокислительным свойствам фталоцианина меди, синие смазки позиционировали как смазки с длительным ресурсом. А противоизносные свойства этого медноорганического соединения, обусловленные свойством образовывать хемосорбционную плёнку на поверхности металлов, выполняли роль трибологической присадки.

По мере развития транспортной техники и промышленного оборудования, требования к эксплуатационным свойствам смазок стали ужесточаться и от использования малоэффективного и токсичного фталоцианина меди пришлось отказаться в пользу современных функциональных присадок и добавок. Загуститель также претерпел изменения и стал высокотемпературным комплексно-литиевым. Но традиция оказалась сильнее всех технических аргументов, ведь синие смазки стали самостоятельным видом смазок! Оказалось, проще окрасить смазку в синий цвет, чем ответить каждому на вопрос, почему смазка стала не синей. Синий цвет современных автомобильных смазок – лишь краситель!

Как известно, традиции нужно не разрушать, а поддерживать и использовать во благо. Так и поступили компании Mobil и Chevron, представив новые синие смазки универсального автотракторного применения на средневязком минеральном базовом масле и комплексно-литиевом загустителе. Эти смазки известны под названиями Mobilgrease XHP 222 и Chevron Delo Grease EP2Mobilgrease XHP 222 и Chevron Delo Grease EP2, наша компания не первый год успешно заменяет эти смазки своими продуктами:

Полусинтетическая автомобильная смазка ARGO Elit X

Водостойкая смазка на алюминиевом комплексе ARGO TermoPlex 220 .

История синих смазок в России также восходит к традиции использовать синюю автотракторную смазку №158, обогащенную фталоцианином меди. Сила традиции и некоторые заблуждения автомехаников относительно авиационного предназначения, позволили смазке №158 и по настоящее время удерживать свои позиции на рынке. Правда поручиться за присутствие в ней фталоцианина меди теперь сложно, ведь разумный соблазн заменить его на современные присадки, а синий цвет обеспечить красителем велик.

Да и базовое масло в основе 158-й, гордо именуемое в ТУ 38.101320-77 авиационным, тоже больше не вселяет прежнего уважения, ведь высокий уровень эксплуатационных свойств современных смазок – главное доказательство морального устаревания смазки №158.

Но какова бы ни была история, пришедшие на российский рынок импортные смазки синего цвета попали на благодатную почву и автомеханики с удовольствием их взяли себе на вооружение. Применение синих автомобильных смазок обрело такой размах, что, не терпящий пустоты, рынок отреагировал массовым появлением современных отечественных синих смазок. Все ведущие российские производители теперь наперебой предлагают комплексные литиевые высокотемпературные смазки на минеральном базовом масле, маркируя их синим цветом.

А теперь, друзья, внимание!

Впрочем, не все смазки, окрашенные в синий цвет, соответствуют современным требованиям к данному типу смазок. Увы, многие российские производители, смекнув, что на смазках под синим «соусом» можно неплохо заработать, ринулись красить «синькой» простые литиевые смазки. Реклама в Интернет и маркетинг помогли сформировать даже целый рынок, как выражаются между собой специалисты, «крашенного Литола». По высокотемпературным, трибологическим и другим эксплуатационным свойствам эта продукция, разумеется, от обычного Литол-24 не отличается.

Одними из наиболее успешных и высококачественных российских продуктов в сегменте синих автомобильных смазок выступают смазки:

Elit X  эта смазка производится на основе высококачественного полусинтетического базового масла вязкостью 220 сСт, загущенного высокотемпературным комплексным литиевым мылом. Современный пакет функциональных присадок сообщает смазке Elit X  высокие эксплуатационные свойства, возводя её на уровень лучших продуктов в своём сегменте. Смазка Elit X это прямой аналог смазки Mobilgrease XHP 222.

Elit XS  высокотемпературная смазка на основе минерального масла вязкостью 220сСт,  комплексного литиевого загустителя и пакета присадок. Очень высокие показатели температуры каплепадения +350 ºС, смазка сохраняет свои эксплуатационные характеристики при температуре до + 180 °C, допустимо кратковременное повышение температуры до + 200 °С, соответствует допускам MAN 284 li-h 2, MB 265.1.

TermoPlex 220 водостойкая смазка на  алюминиевом комплексе и минеральном масле, также в составе комплекс присадок. Обладает редким для пластичных смазок свойством тепловой обратимости и очень высокой адгезией с металлами, не вымывается струей горячей воды.

Вот характеристики Elit X в сравнении с литиевыми смазками уровня Литол-24:

Характеристика

Литол-24

Elit X EP2

Загуститель

Lithium

Lithium-Complex

Диапазон рабочих температур, ºС

-30…+120

-30...+160

Классификация смазок

-

KP2P-30

Цвет смазки, визуально

Коричневый

Синий

Класс консистенции NLGI

3

2

Пенетрация, x0,1 мм

220-250

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

32-68

220

Температура каплепадения,ºС

180

260

Нагрузка сваривания, H

1410

2930

Из таблицы видно, что ни по трибологическим, ни по вязкостно-нагрузочным, ни по высокотемпературным свойствам смазка уровня Литол-24 не способна составить конкуренцию современным комплексно-литиевым смазкам уровня Elit X EP2.

А теперь, как всегда предлагаю перейти к рассмотрению практических примеров и напоминаю свой e-mail: pavel.n@tpgargo.ru.

Смазки из статьи:

Elit X

 

 

 

 

 

 

До новых встреч!

Павел Надёжный

связаться с нами
подобрать смазку