ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Синтетические смазки для северных и арктических условий эксплуатации

24.10.2016

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!

Россия - северная страна… Для жителей теплых южных стран это звучит как аутодафе. Однако, это наша реальность и к ней нужно приспосабливаться, используя все современные технологии во всех областях. В настоящей статье рассуждать обо всех областях человеческой деятельности мы, разумеется, не будем, а вот о смазках для автотракторной техники, которая трудится в северных и арктических широтах, поговорим подробно.

Чем отличается северная эксплуатация оборудования и, особенно, мобильной техники от нормальной эксплуатации в умеренном климате? Конечно же, пониженными и низкими температурами окружающего воздуха. Как адаптировать технику к таким суровым условиям?

Рассуждать о перспективах всемирного потепления климата, равно как и о конструкционных особенностях техники для северных условий, не вижу смысла. А вот особенности смазочных материалов для зимних и арктических условий и что предлагают российские производители обсудим прямо сейчас.

Смазочные материалы для обеспечения пусковых и рабочих режимов эксплуатации в условиях низких температур отличаются от стандартных смазок и масел, прежде всего, низкотемпературными свойствами и, конечно, температурой застывания. Наилучшими низкотемпературными свойствами отличаются, как известно, синтетические масла и пластичные смазки на синтетических базовых маслах. Наиболее распространенными маслами и смазками на синтетике являются продукты на полиальфаолефиновых (ПАО) базовых маслах.

Осенний период закупочной кампании в России знаменуется всплеском спроса на синтеические смазочные материалы и я предлагаю в этой связи рассмотреть, что предлагают российские производители смазочной продукции в это время.

Почему именно синтетические масла и смазки становятся всё более популярными, по крайней мере в нашей стране, от года в год? Для этого сначала рассмотрим, что нам сулит использование минеральных смазочных продуктов.

Дело в том, что зимние сезонные смазочные материалы представляют собой масла и смазки с пониженной кинематической вязкостью базового масла. На рисунке 1 видно, как ведут себя различные сезонные масла и, в частности, зимние. Принцип прост – смазочные материалы для зимнего периода отличаются меньшей вязкостью, чем отодвигают точку потери текучести (застывания) в область более низких температур.

Рис. 1 Вязкостно-температурные свойства сезонных масел.

Этот принцип очевиден и давно известен. Однако пару примеров минеральных смазок, чтобы подчеркнуть преимущества синтетических продуктов, приведу здесь и сейчас.

Вот пример популярной для северных регионов эксплуатации смазки от российской компании ARGO. Это пластичная смазка «Elit A».

ARGO Elit A EP0

Показатель

Метод

EP0

Загуститель

-

Lithium

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-60..+100

Минимальная температура прокачиваемости, ºС

-

-45

Классификация смазок

DIN 51502

KPF0G-60

Цвет смазки

Визуально

Светло-коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

0

Температура каплепадения, °С

DIN ISO 2176

-

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

355-385

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

25

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

1470

 

Обращает на себя внимание минимальная рабочая температура до минус 60ºС! Но не так всё просто. Достигается эта температура использованием маловязкого базового масла, которое обеспечивает устойчивую масляную плёнку только в области отрицательных температур. А вот в области положительных температур эта смазка надежное смазывание не обеспечит – вязкость базового масла 25 сСт при +40ºС для тяжелонагруженного оборудования не достаточна.

Вывод: с сезонными зимними и арктическими смазочными материалами нужно обращаться очень внимательно и, как в случае с сильнодействующими лекарствами, использовать их без контроля службы технической эксплуатации нельзя! Самостоятельный выбор и применение, как и самолечение, не допустимы!

А теперь о том, что принципиально отличает синтетические смазки от рассмотренных и за счет чего синтетика нам облегчает жизнь. Конечно, отличительная особенность синтетических смазочных материалов состоит в широкой универсальности и всесезонности. Вязкостно-температурные свойства синтетических смазок обеспечивают надежное смазывание как при сверхнизких температурах, характерных для арктического климата, так и при высоких температурах, свойственных для горячих производств и тропического климата.

Вот пример смазки от российской компании ARGO – смазка «TermoSint 150». Этот продукт изготавливается на синтетическом (ПАО) базовом масле, легирован многофункциональным пакетом присадок и имеет рабочий температурный диапазон от минус 50°С до плюс 180°С. Но главное достоинство этой смазки заключается в том, что она обеспечивает устойчивое смазывание во всем рабочем диапазоне температур. Рекомендована смазка «TermoSint 150» как раз для использования в автомобильной технике в условиях Крайнего Севера.

Характеристики ARGO TermoSint 150 EP2:

Характеристика

Метод

EP1

EP2

Загуститель

-

Li-Complex

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-50..+180

-50..+180

Классификация смазок

DIN 51502

KPHC1R-50

KPHC2R-50

Цвет смазки

Визуально

Коричневый

Коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

1

2

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

310-340

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

150

150

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

≥240

≥240

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2930

2930

 

Характеристики нам напоминают «до боли» знакомые универсальные автомобильные смазки, примеры которых знают все. Это и популярный в России ARGO Elit X, и зарубежные смазки Mobilgrease XHP 222, и Shell Retinax LX 2, и другие аналогичные продукты. Отличие заключается в расширенном диапазоне рабочих температур. А диапазон этот у ARGO TermoSint 150 EP2 на 40⁰С шире, чем у минеральных её собратьев. Но главная особенность – минимальная рабочая температура достигает минус 50⁰С! Это очень хороший результат.

Как и следует, область применения «ARGO TermoSint 150 EP2» распространяется на все подшипники качения автотракторной техники, а также на трипоидные ШРУС переднеприводных и полноприводных автомобилей. А, например, использование «ARGO TermoSint 150 EP2» в подшипниках ступиц грузовых автомобилей и спецтехники позволяет спокойно эксплуатировать эту технику в 50-градусные и более морозы!

Вот ещё один пример смазки для северных условий – смазка для подшипников скольжения и всевозможных шарнирных сочленений грузовых автомобилей и спецтехники, а также наружных ШРУС (ШРУС Рцеппа) легковых автомобилей и внедорожников. Это смазка на синтетической основе от ARGO – TermoSint 150M, усиленная дисульфидом молибдена.

Характеристики ARGO TermoSint 150M:

Характеристика

Метод

EP1

EP2

Загуститель

-

Li-Complex

Содержание твердой смазочной добавки MoS2

-

3%

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-50..+180

-50..+180

Классификация смазок

DIN 51502

KPHC1R-50

KPHC2R-50

Цвет смазки

Визуально

Темно-серый

Темно-серый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

1

2

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

310-340

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

150

150

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

≥240

≥240

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

3920

3920

 

Вспомним ещё одно из важнейших применений пластичных смазок в горнодобывающей технике, которая эксплуатируется в холодном климате, - полужидкие смазки для централизованных систем смазывания. Вот пример такой смазки: ARGO ElitSint 25 EP1.

Характеристики ARGO ElitSint 25 EP1:

Характеристика

Метод

EP1

Загуститель

-

Lithium

Базовое масло

-

Синтетическое ПАО

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-50..+130

Классификация смазок

DIN 51502

K1R-50

Цвет смазки

Визуально

Светло-коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

1

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

310-340

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

25

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

180

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2067

 

Кстати, эта смазка успешно заменяет такую распространенную при эксплуатации горнодобывающей техники в северных условиях смазку, как Fuchs Renolit JP1619.

А теперь предлагаю подвести итоги относительно того, что использовать в оборудовании и мобильной технике, если они эксплуатируются в широком диапазоне температур, а зима длится полгода и более.

Синтетические смазки и масла при более высокой цене, предоставляют нам возможность всесезонного их использования, сокращая в 2 раза номенклатуру смазочных материалов, закупаемых и содержащихся на складе предприятия. Простому же водителю, оператору или машинисту синтетика облегчает жизнь и снимает «головную боль», повышая надежность техники в экстремальных условиях на более высокий уровень.

Делать расчеты экономической целесообразности применения синтетических смазочных материалов и выбирать в конечном счете предстоит потребителю, но цель этой статьи была в том, чтобы сделать обзор и развеять возможные иллюзии относительно возможностей минеральных смазок в условиях холодного климата.

Надеюсь, цель статьи достигнута. Однако данная тема гораздо более обширна, чем объем этой статьи. Задавайте ваши вопросы, а я постараюсь на них подробно ответить на страницах этого блога.

До новых встреч!

связаться с нами
подобрать смазку