ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Смазка ЦИАТИМ-221. Назначение, особенности, современные аналоги.

11.07.2017

Настоящей статьёй начинается краткий цикл публикаций о специальных смазках номенклатуры ГОСТ, которые в силу широко наступающего рынка современных смазочных материалов утратили первоначальное значениеи используются не всегда технически грамотно. Существует множество заблуждений, которые я постараюсьне столько разоблачить, сколько на их примерах пояснить принципы правильного подбора смазок. Ибо, как сказал Гельвеций, понимание принципов освобождает от запоминания бесчисленного множества частностей.

Итак, окутанный мифами о «крылатом» происхождении ЦИАТИМ-221, восприятие которого в сознании механиков зиждется на его аэрокосмическом назначении и довольно высокой цене, рассмотрим в техническом аспекте.

Несмотря на то, что даже аббревиатура ЦИАТИМ расшифровывается как Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел, а цена и авиационное предназначение выделяют 221-й на фоне большинства других смазок, это обстоятельство совсем не делает его лучшей смазкой на все случаи жизни. Напротив, область применения ЦИАТИМ-221 очень узка и специфична.

И вот почему.

Проведём анализ достоинств и недостатков этой смазки на уровне физико-химических особенностей и эксплуатационных свойств.

Физико-химические особенности ЦИАТИМ-221 обусловлены его составом. А состоит эта смазка из кремнийорганической базовой жидкости, загущенной комплексным кальциевым мылом. Особенности кремнийорганической жидкости определяют широчайший диапазон рабочих температур от минус 60°С (и много ниже), сохраняя работоспособность до +300°С. Это делает силиконовые смазочные материалы незаменимыми как в криогенном, так и высокотемпературном оборудовании. А низкая испаряемость кремнийорганики допускает их использование в условиях вакуума. Не случайно 221-й это типичная смазка для аэрокосмической техники!

Однако не всё так просто, ведь загуститель, состоящий из комплексного кальциевого мыла, «приземляет» эту «крылатую» смазку за счет своих довольно ограниченных свойств. Действительно, температура каплепадения на уровне ~200°С определяет максимальную температуру использования не выше 150°С. А посредственные низкотемпературные свойства загустителя делают эксплуатацию ЦИАТИМ-221 несколько неуверенной при температурах ниже минус 20-30°С. Компенсируется этот недостаток лишь очень низкой температурой застывания базовой жидкости. Даже хорошая водостойкость загустителя нивелируется высокой гигроскопичностью, вследствие которой смазка, впитывая из окружающей среды влагу, уплотняется и изменяет изначальную консистенцию.

Сейчас сложно комментировать, почему ЦИАТИМ-221 настолько несбалансированный продукт, но с большой долей вероятности можно предположить, что технологии производства загустителей на рубеже 70-80 годов просто не позволяли создать что-то более уравновешенное. Последняя редакция государственного стандарта, регламентирующего производство ЦИАТИМ-221, датируется 1980 годом. Смазка производится по ГОСТ 9433-80 с 1980 года.

И всё-таки главные свойства смазки - её эксплуатационные свойства.

Итак, эксплуатационные свойства ЦИАТИМ-221.

Важнейшей характеристикой ЦИАТИМ-221 выступает весьма низкая эффективная вязкость на уровне не более 800 Па·с при -50°С, определяющая применение в высокоскоростных узлах трения с частотой вращения до 10000 об/мин., а также минимальную рабочую температуру до -60°С.

Не менее существенной характеристикой 221-го является химическая инертность смазки по отношению к углеводородным полимерам и эластомерам. Принцип растворения подобного в подобном в отношении этих материалов не действует, так как кремнийорганика – соединение не углеводородное.

Это принципиальное свойство определяет область её применения в парах трения металл-резина, металл-пластик, пластик-пластик и т.п.

Однако ровно в такой же степени кремнийорганика противопоказана в парах трения металл-металл. Её трибологические характеристики в отношении металлов явно не достаточны и для стальных подшипников обычного оборудования ЦИАТИМ-221 не подходит.

Напомню, читатели, что трибология это наука о трении и физических явлениях, сопровождающих трение. В разрезе смазочных материалов нас интересуют непосредственно противоизносные и противозадирные свойства. Об этих свойствах силиконовых смазочных материалов поговорим подробнее.

Как было отмечено выше, кремнийорганические жидкости в силу своих физико-химических особенностей не образуют необходимую для эффективной защиты от износа пар трения металл-металл трибосистему, характерную для углеводородных масел. Причем исправить это положение с помощью привычных трибологических присадок и добавок также невозможно, так как кремнийорганика не способна формировать разделяющую поверхности трения смазочную плёнку.

Этим и объясняется применение силиконовых смазочных материалов только при высоких скоростях скольжения (качения), при которых разделяющий слой формируетсяза счёт гидродинамического эффекта. При малых и средних скоростях силиконовые смазки не эффективны. Механические нагрузки силиконовым смазкам также противопоказаны, так как опасны срывом гидродинамического клина и повреждением рабочих поверхностей.

Но в своей области смазка ЦИАТИМ-221 весьма востребована и в таких аппаратах, как высокоскоростные электрические машины, авиационные агрегаты, системы управления и приборы заменить её сложно. А поэтому производитель, не отказываясь от проверенного и востребованного рынком продукта, предлагает ЦИАТИМ-221 на основе уже современных достижений.

Если вы эксплуатируете высокоскоростные электрические машины или иное наземное оборудование, требующее смазки с высоким скоростным фактором и хорошими низкотемпературными свойствами, то идеальным решением для вас являются смазки на полиальфаолефиновых синтетических маслах, загущенные комплексно-литиевым загустителем.

Наиболее передовая по количеству инновационных смазок, выведенных на рынок России, компания АРГО предлагает для вас отлично зарекомендовавшую серию TermoSint. За счет комплексно-литиевого загустителя смазки TermoSint работоспособны при температурах до +180ºС, а синтетическое (ПАО) базовое масло обеспечивает минимальную температуру применения до минус 60ºС. При этом достаточно высокие трибологические свойства смазки позволяют применять её даже в высоконагруженных подшипниках. Вот один из продуктов этой серии для агрегатов, работающих при скоростях до 10000 об/мин – смазка TermoSint 15.

Показатель

Метод

TermoSint 15 EP2

Загуститель

-

Lithium-Complex

Диапазон рабочих температур, ºС

DIN 51825

-60..+130

Классификация смазок

DIN 51502

КЕ2K-60

Цвет смазки

Визуально

Светло-бежевый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

2

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

265-295

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

15

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

240

Ценовая характеристика TermoSint 15 выгодно отличает эту смазку на фоне продуктов подобного класса, а также ЦИАТИМ-221.

А в заключение, друзья, традиционно предлагаю рассмотреть практические вопросы. Надеюсь, настоящая статья породила много вопросов, связанных с правильным применением смазки ЦИАТИМ-221. Напоминаю свой e-mail: pavel.n@tpgargo.ru.

До новых встреч, дорогие читатели!

Павел Надежный

 

связаться с нами
подобрать смазку