ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Смазки для открытых зубчатых передач

09.08.2017

В одной из статей в этом блоге мы уже рассматривали смазочные материалы для открытых зубчатых передач (ОЗП). Информационным поводом для написания еще одной статьи на данную тему стало появление новейшей разработки компании АРГО – смазок серии TermoLub Al GDV на комплексном алюминиевом загустителе. Можно констатировать что ряд недостатков, свойственных для других типов смазок, за счёт особенностей нового загустителя наконец преодолён. А для того чтобы лучше понять, почему именно комплексно-алюминиевые смазки столь уверенно вытесняют прежние типы смазок для ОЗП, вспомним условия их работы:

  1. высокие удельные давления в зубчатом зацеплении,
  2. граничный режим трения,
  3. низкие скорости вращения,
  4. высокая запыленность,
  5. попадание воды,
  6. низкие температуры,
  7. высокие температуры,
  8. автоматическая централизованная смазка

Перечисленные факторы определяют соответствующие физико-химические и эксплуатационные свойства смазок для открытых зубчатых передач (ОЗП).

Рис. 1 Открытая зубчатая передача в приводе вращения обжиговой печи

Высокие удельные давления, обусловленные большими передаваемыми крутящими моментами, усугубляются уменьшением пятна контакта вследствие перекоса осей ОЗП при монтаже. Низкие же скорости вращения создают условия для самого вредного с точки зрения износа режима – граничного трения. Данные обстоятельства требуют использования специальных масел вязкостью от 1500 до 10000 сСт при 40⁰С, а также введения твёрдых смазочных добавок графита и дисульфида молибдена.

Рис. 2 Износ зубьев колеса при перекосе осей ОЗП

Очевидно, сверхвысоковязкие масла компенсируют невозможность формирования стабильной масляной плёнки за счет гидродинамического эффекта, а твёрдые добавки создают противозадирную защиту в условиях граничного трения. Напомню, что противозадирные присадки при малых скоростях скольжения малоэффективны и твёрдые добавки – единственное средство для защиты рабочих поверхностей зубьев от повреждения.

Однако важнейшей особенностью смазочных материалов для ОЗП и особенно пластичных смазок являются адгезионные свойства, ведь процесс смазывания открытой передачи, в отличие от редуктора с погружной картерной смазкой, зависит от того, насколько устойчива смазочная плёнка на рабочей поверхности зубьев. Можно сказать, что слой прилипшей к поверхности смазки и есть вся система смазки ОЗП.

Рис. 3 Усталостный износ зубьев - питтинг

Длительное время в качестве смазочных материалов для ОЗП использовались полужидкие смазки, загущенные битумом, которые для обеспечения прокачиваемости в системах автоматической подачи разбавлялись специальными органическими растворителями. После распределения смазочного материала по окружности колеса растворитель постепенно испарялся, оставляя на поверхности зубьев высоковязкую липкую смазочную плёнку. Данный тип смазок для ОЗП до сих пор не без успеха применяется. Но непреодолимые недостатки битумных смазок с растворителем в своём составе, обусловленные плохими вязкостно-температурными свойствами, привели к созданию пластичных смазок нового поколения.

Наиболее передовые производители уже вывели на рынок смазки нового поколения на комплексном алюминиевом загустителе, позволяющие преодолеть «родовые» недостатки прежних смазок для ОЗП. Ключевыми особенностями новых продуктов выступают следующие характеристики:

  1. непревзойденные адгезионные свойства, обеспечивающие липкую и стабильную смазочную плёнку на рабочих поверхностях зубьев,
  2. отличная водостойкость даже в условиях динамического воздействия воды,
  3. хорошие вязкостно-температурные свойства в широком диапазоне температур,
  4. надёжная низкотемпературная прокачиваемость,
  5. высокотемпературные свойства, позволяющие применять смазки для ОЗП в приводе вращающихся обжиговых печей,
  6. гигиеническая и экологическая безопасность.

Передовая российская компания АРГО также представила потребителям свою новейшую разработку – смазку серии TermoLub AL GDV. Вот её характеристики на примере смазки для северных и зимних условий эксплуатации TermoLub AL Arctic GDV:

Показатель

Метод

TermoLub AL Arctic GDV EP00

Загуститель

-

Aluminium Complex

Базовое масло

-

Полусинтетическое

Твердые добавки

-

Графит

Содержание графита ,%

-

10

Цвет

Визуально

Черный

Классификация

DIN 51502

OGPF00P-50

Температура применения, ⁰С

-

-50…+160

Класс по NLGI

DIN 51818

00

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

400-430

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

120

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

7350

Позиционирует данный продукт как аналог смазки Fuchs Ceplattin KG 10 HMF LT и предлагается для зимнего и северного применения.

Для летнего периода эксплуатации и в условиях умеренного климата АРГО предлагает более тяжелое исполнение – смазку TermoLub AL 1000 GDV. Высоковязкое базовое масло 1000 сСт при 40⁰С в основе смазки надёжно защитит открытую зубчатую передачу при самых тяжелых нагрузках. Соответственно, смазка TermoLub AL 1000 GDV заявлена как аналог смазки Fuchs Ceplattin KG 10 HMF-1000.

С подробными техническими описаниями смазок для ОЗП от компании АРГО вы можете ознакомиться на сайте tpgargo.ru по ссылкам:

TermoLub AL Arctic GDV

TermoLub AL 1000 GDV

На этом, коллеги, обзор новинок для смазки открытых зубчатых передач завершаю и приглашаю обсудить практические аспекты, связанные со смазочными материалами для ОЗП.

До новых встреч на страницах блога!

Павел Надёжный

связаться с нами
подобрать смазку