Зависимость потерь на трение и температуры подшипника
31.01.2017Зависимость потерь на трение и температуры подшипника от количества смазочного материала.
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога!
Самый, пожалуй, частый вопрос в Сети из всех относящихся к смазочным материалам, это вопрос о количестве смазки в подшипнике. Действительно, а сколько нужно смазки для правильного смазывания подшипника?
Вспомнился мой опыт работы автослесарем в автобазе на заре моей трудовой деятельности. Мой наставник и бригадир, немолодой уже мужчина, учил нас, начинающих слесарей, правильно, как он считал, смазывать подшипники ступиц грузовиков, неустанно повторяя поговорку: кашу маслом не испортишь. И хотя поговорка относится к совершенно другой области, он был абсолютно уверен, что набивать до отказа полость ступицы это правильно.
Увы, поговорка про кашу к подшипнику не применима. И количество смазки, как ни парадоксально, должно быть минимальным. Вернее, оптимальным. Да-да, смазка должна обеспечивать только формирование масляной плёнки и бесперебойное её возобновление от цикла к циклу при вращении вала/корпуса.
И сколько же это, спрашивается?
Количество смазки, необходимое для надежного смазывания подшипника, определяется опытным путём. Подобные исследования проводят компании-производители подшипников, сообщая свои рекомендации производителям оборудования, использующим подшипниковую продукцию, и публикуя их для специалистов по эксплуатации оборудования.
А теперь рассудим, что будет, если подшипник набить смазкой до отказа.
Во-первых, конечно, возрастёт сопротивление качению, так как пластичная смазка это твердое вещество, на «перемалывание» которого требуется энергия. Разумеется, эта энергия представляет собой не что иное, как гидравлическое трение и соответствующую силу трения, направленную противоположно полезной силе. Ну а трение, как и следует, ведёт к потерям полезной энергии.
Во-вторых, гидравлическое трение от избытка смазки в полости подшипника вызывает соответствующий разогрев этой смазки, который влияет на температурный режим работы узла. В результате может нарушиться нормальный баланс температур, превысив максимальное их значение как для подшипника, так и для смазки. Смазка попросту может расплавиться и вытечь из узла, а подшипник заклинить и разрушиться.
Таким образом, для правильной эксплуатации подшипников важно неукоснительно следовать рекомендациям производителя оборудования. Это первейшее правило! Ну, а в порядке универсального совета на все случаи жизни - первая закладка смазки должна составлять 1/3 – 1/2 часть полости подшипника. Корпус при этом заполняется на 40% от полного объёма. 100% заполнение полости корпуса подшипника выполняется для очень тихоходных подшипников со скоростным фактором Dn не более 150 000 для шариковых подшипников и не более 75 000 для роликовых подшипников.
Рис. Заполнение смазкой подшипника и его корпуса.
На рисунке красным цветом показано, как выглядит заполнение полости корпуса смазкой. Слева вверху показана пресс-маслёнка и канал смазки. Справа внизу показано дренажное отверстие для оттока отработанной смазки при пополнении свежей смазки. Обратите внимание, что со стороны пресс-маслёнки полуполость заполнена смазкой полностью. Противоположная полуполость заполнена частично.
В случаях, когда обслуживание подшипника предусматривает пополнение смазки с помощью шприца, количество смазки можно рассчитать по простой формуле. Формула для приблизительного расчета необходимого в процессе пополнения смазки её количества:
Gp=0,002 DB
где Gp – количество смазки в граммах,
D – наружный диаметр подшипника, мм,
В – общая ширина подшипника, мм
Обращаю внимание, что полость подшипника и полость корпуса – разные полости. Не путать! Ведь, полость подшипника это пространство между телами качения. Полость корпуса – внутреннее пространство в той детали, в которой подшипник установлен (запрессован).
На этом заканчиваю свои рассуждения.
До новых встреч!