ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Зависимость потерь на трение и температуры подшипника

31.01.2017

Зависимость потерь на трение и температуры подшипника от количества смазочного материала.

Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога!

Самый, пожалуй, частый вопрос в Сети из всех относящихся к смазочным материалам, это вопрос о количестве смазки в подшипнике. Действительно, а сколько нужно смазки для правильного смазывания подшипника?

Вспомнился мой опыт работы автослесарем в автобазе на заре моей трудовой деятельности. Мой наставник и бригадир, немолодой уже мужчина, учил нас, начинающих слесарей, правильно, как он считал, смазывать подшипники ступиц грузовиков, неустанно повторяя поговорку: кашу маслом не испортишь. И хотя поговорка относится к совершенно другой области, он был абсолютно уверен, что набивать до отказа полость ступицы это правильно.

Увы, поговорка про кашу к подшипнику не применима. И количество смазки, как ни парадоксально, должно быть минимальным. Вернее, оптимальным. Да-да, смазка должна обеспечивать только формирование масляной плёнки и бесперебойное её возобновление от цикла к циклу при вращении вала/корпуса.

И сколько же это, спрашивается?

Количество смазки, необходимое для надежного смазывания подшипника, определяется опытным путём. Подобные исследования проводят компании-производители подшипников, сообщая свои рекомендации производителям оборудования, использующим подшипниковую продукцию, и публикуя их для специалистов по эксплуатации оборудования.

А теперь рассудим, что будет, если подшипник набить смазкой до отказа.

Во-первых, конечно, возрастёт сопротивление качению, так как пластичная смазка это твердое вещество, на «перемалывание» которого требуется энергия. Разумеется, эта энергия представляет собой не что иное, как гидравлическое трение и соответствующую силу трения, направленную противоположно полезной силе. Ну а трение, как и следует, ведёт к потерям полезной энергии.

Во-вторых, гидравлическое трение от избытка смазки в полости подшипника вызывает соответствующий разогрев этой смазки, который влияет на температурный режим работы узла. В результате может нарушиться нормальный баланс температур, превысив максимальное их значение как для подшипника, так и для смазки. Смазка попросту может расплавиться и вытечь из узла, а подшипник заклинить и разрушиться.

Таким образом, для правильной эксплуатации подшипников важно неукоснительно следовать рекомендациям производителя оборудования. Это первейшее правило! Ну, а в порядке универсального совета на все случаи жизни - первая закладка смазки должна составлять 1/3 – 1/2 часть полости подшипника. Корпус при этом заполняется на 40% от полного объёма. 100% заполнение полости корпуса подшипника выполняется для очень тихоходных подшипников со скоростным фактором Dn не более 150 000 для шариковых подшипников и не более 75 000 для роликовых подшипников.

Описание: http://www.snr.com.ru/e/lubrication/grease/v_4.png

Рис. Заполнение смазкой подшипника и его корпуса.

На рисунке красным цветом показано, как выглядит заполнение полости корпуса смазкой. Слева вверху показана пресс-маслёнка и канал смазки. Справа внизу показано дренажное отверстие для оттока отработанной смазки при пополнении свежей смазки. Обратите внимание, что со стороны пресс-маслёнки полуполость заполнена смазкой полностью. Противоположная полуполость заполнена частично.

В случаях, когда обслуживание подшипника предусматривает пополнение смазки с помощью шприца, количество смазки можно рассчитать по простой формуле. Формула для приблизительного расчета необходимого в процессе пополнения смазки её количества:

Gp=0,002 DB

где      Gp – количество смазки в граммах,

D – наружный диаметр подшипника, мм,

В – общая ширина подшипника, мм

Обращаю внимание, что полость подшипника и полость корпуса – разные полости. Не путать! Ведь, полость подшипника это пространство между телами качения. Полость корпуса – внутреннее пространство в той детали, в которой подшипник установлен (запрессован).

На этом заканчиваю свои рассуждения.

До новых встреч!

 

связаться с нами
подобрать смазку