ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Классификация пластичных смазок


Диапазон применения пластичных смазок довольно широк: они используются, главным образом, в машиностроительной отрасли для смазывания различных видов соединений (резьбовых, «вал-ступица»), подшипников качения, скольжения, редукторов, пружин и т.д.

В зависимости от испытываемой нагрузки эти смазочные материалы проявляют свойства либо жидкости, либо твердых тел, поэтому они занимают промежуточное место между жидкими и твердыми составами.

Консистентная смазка при отсутствии значительной нагрузки и при невысоких температурах сохраняет исходную «форму», а при нагревании и при увеличении нагрузки разжижается, при этом не образуя течи и не просачиваясь из уплотнения. Можно сказать, что пластичная смазка выполняет функции жидкого масла, направленные на защиту от коррозии, повышение износостойкости механизмов и узлов, предотвращение так называемых задиров и пр.

По области применения весь ассортимент можно разделить на следующие классы:

  • Антифрикционные составы. Уменьшают износ и трение скольжения (подшипники, цепи, шарниры и т.д.).
  • Консервационные (защитные) смазки. Предотвращают коррозию изделий метизной группы. В отличие от других защитных покрытий, легко удаляются с металлической поверхности.
  • Уплотнительные консистентные смазки. Бывают для запорной арматуры, резьбовые (для выкоконагруженных пар трения) и вакуумные для герметизации соединений.

Состав пластичной смазки состоит из следующих ингредиентов:

  • Базовое смазочное масло.
  • Загустители и различные присадки, определяющие ее эксплуатационные характеристики.

Комплексные консистентные смазочные материалы (улучшенные сразу по нескольким свойствам) отличаются устойчивостью к окислению, к износу, к воздействию конденсата и пара, а также высокой температурой каплепадения.

Главное преимущество пластичных смазок по сравнению со смазочными маслами заключается в более длительном сроке службы в механизмах и узлах, что позволяет существенно снизить конструкционные расходы. К недостаткам состава можно отнести невозможность отвода отработанного материала из узлов трения. Тем не менее, в современных механизмах замена смазок обычно не требуется на протяжении всего срока эксплуатации агрегата.

Производители еще не пришли к созданию единой и полной спецификации смазок. Поэтому каждый решает сам (видимо, в зависимости от требований стран, где он продает свою продукцию) как маркировать смазку, как ее позиционировать (для чего она и как ее использовать), какие характеристики сообщать. Существует классификация от NLGI, которую можно увидеть на многих этикетках. Аббревиатура NLGI расшифровывается как National Lubricating Grease Institute (NLGI) - Национальный институт пластичных смазок США. Первый параметр, которым оперирует одноименная классификация, это «консистенция смазки» (проще говоря, степень ее густоты).

В соответствии с методикой института, при помощи лабораторного метода «рабочей пенетрации» измеряется густота. Определение этого параметра производится с помощью пенетрометра с конусом, который опускают на пять секунд в смазку при температуре 25°С. Глубина погружения конуса измеряется и выражается в десятых долях миллиметра. Обычно пенетрацию определяют как у перемешанной, так и не перемешанной смазки. Разница этих показателей характеризует стабильность смазки и способность выдержать механические нагрузки. Кроме того, чем больше численное значение пенетрации, тем мягче смазка.

Существует девять категорий - от 000 до 6:

  • категории 000 и 00 являются полужидкими смазками, использующимися в качестве альтернативы маслам в механизмах и централизованных системах смазки с малым сечением подающих каналов (например, в двигателях современных грузовиков)
  • 0 и 1 - категории для применения в главных централизованных системах смазки (например промышленное оборудование, грузовые автомобили)
  • категории 2 и 3 используются в основном для смазки подшипников (заметим, что категория 2 наиболее
  • распространена среди пластичных смазок для легкового транспорта);
  • категории 4 и 6 представляют исключительно густые смазки и используются редко.

Помимо деления согласно показателю консистенции, NLGI разбивает смазки на категории качества. Для определения соответствия тому или иному классу помимо консистенции определяется температура каплепадения, а также стойкость к окислению и испарению, изменению консистенции, антикоррозионных свойств, совместимость с эластомерами, низкотемпературный момент вращения и т.д.

Рассмотрим представленные NLGI категории подробнее.

Смазки категории NLGI LA используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей и других транспортных средств с легким режимом работы. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при частой замене (в легковых автомобилях через каждые 3200 км или чаще). Они должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также беречь шарниры и другие элементы ходовой части от коррозии и износа в условиях малой нагрузки. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.

Смазки категории NLGI LB используются для элементов ходовой части и шарнирных соединений легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих в условиях как легкого, так и тяжелого режима. Тяжелым называется такой режим, когда большой интервал замены смазки, большие нагрузки, вибрации, воздействие воды или других загрязнений. Это смазки высшего качества для ходовой части. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать элементы ходовой части и шарнирные соединения при температуре от -40°C до +120°C при продленном интервале замены смазки (в легковых автомобилях более 3200 км). Смазки должны быть стойкими к окислению и изменению консистенции, а также охранять элементы ходовой части и шарниры от коррозии и износа, даже под воздействием грязи и больших нагрузок. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы смазки и других степеней NLGI.

Смазки категории NLGI GA используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком режиме при частой замене смазки в обычных условиях эксплуатации. Требования к качеству: Смазки должны удовлетворительно смазывать подшипники при ограниченной температуре от -20°C до +70°C. Дополнительных требований нет.

Смазки категории NLGI GB используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в умеренном режиме. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°C до +120°C и даже до +160°C. Должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки других степеней NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.

Смазки категории NLGI GC используются для подшипников колес легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств, работающих как в легком, так и в тяжелом режиме. Тяжелый режим встреча средства с дисковыми тормозами, которые работают в «стоп-старт» режиме (автобусы, такси, городские полицейские автомобили и т.д.) или в режиме тяжелого торможения (буксировка, тяжелая езда в горах и т.д.). В настоящее время это смазки высшего качества для подшипников колес. Требования к качеству: смазки должны удовлетворительно смазывать в широком интервале температур от -40°C до +160°C и даже до +200°C. Смазки должны быть стойкими к окислению, испарению, изменению консистенции, хорошо защищать подшипники от коррозии и износа. Обычно рекомендуются смазки консистенции NLGI 2, но так же могут быть использованы и смазки NLGI - NLGI 1 и NLGI 3.

Для обозначения категорий смазок NLGI использует символ NLGI, который присваивается лишь смазкам наивысшей категории: GC, LB и GC-LB. Смазки других категорий этим знаком не обозначаются, только на этикетке или в описании обычно указываются символы категории NLGI GA, NLGI GB, NLGI LA. В Европе американская система обозначения автомобильных смазок, основанная на назначении, используется редко, аналогичной европейской системы нет.

связаться с нами
подобрать смазку