Аналог Mobil Unirex N3
11.11.2016Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!
Особую линию в поисковых системах Сети представляет поиск смазок для подшипников электродвигателей. Это волнует многих специалистов по эксплуатации электрооборудования, так как надежность и бесперебойность приводных электродвигателей является важнейшим звеном надежности и бесперебойности производственно-технологической цепочки любого предприятия.
Выход из строя подшипника выводит из строя электродвигатель, а вместе с ним приводит к остановке производственный процесс. Заменить двигатель «на коленке» невозможно. Это слишком крупный и дорогостоящий агрегат и его надежность проще и дешевле обеспечить путём правильной эксплуатации, правильного обслуживания и, конечно, диагностикой. Вибродиагностика подшипников электродвигателей – основа профилактики их неисправностей.
А важнейшим элементом правильной эксплуатации подшипника является, конечно, смазочный материал. Какие же специфические свойства должна иметь пластичная смазка для подшипников двигателей? Для этого рассмотрим особенности работы этих подшипников.
Рис. Асинхронный электродвигатель в разрезе. В передней и задней стенках корпуса отчетливо видны шариковые подшипники качения, на которые опирается вал ротора.
Во-первых, скорость вращения вала типичного асинхронного электродвигателя составляет 1450 об./мин., что относит подшипниковые узлы этого агрегата к скоростным.
Во-вторых, температуры, характерные для режимов работы подшипников электромоторов преобладают повышенные. Особенно, это характерно для импортных электрических машин, которые отличаются от традиционных отечественных асинхронников уменьшенными габаритами, плотной компоновкой и соответствующей близостью подшипниковых узлов к электрическим обмоткам при ограниченном теплообмене.
В-третьих, обслуживание электрических машин сложного современного производственного оборудования затруднено из-за ограниченности доступа к этим агрегатам и непрерывности режимов их работы.
А теперь о том, как перечисленные условия предопределяют свойства смазок.
Скоростной фактор подшипника типичного асинхронного электродвигателя Dn в среднем составляет 360000, а температурный режим допускает нагрев обмоток до +105⁰С и более. Данное сочетание скорости и температур определяет необходимую вязкость базового масла в основе пластичной смазки в пределах 100-120 сСт, что призвано обеспечить устойчивый гидродинамический режим смазывания и создать благоприятные условия для максимальной реализации расчетного ресурса подшипников.
Не забудем и о главном ингредиенте любой пластичной смазки – загустителе. Загуститель, как известно, определяет основные эксплуатационные свойства смазки и область её применения. Вышеперечисленные условия работы подшипников двигателей предопределяют выбор комплексно-литиевого загустителя. Этот тип загустителя создаёт необходимый температурный запас, который не способен обеспечить, например, простой литиевый загуститель, «вынужденный» работать в этих условиях на пределе возможностей.
Наконец, сложность обслуживания подшипников электродвигателя предполагает длительный ресурс, собственно, смазки. А это может быть обеспечено за счет высококачественных смазок с высокой механической и коллоидной стабильностью.
Рис. Роликовый подшипник вала ротора электродвигателя. Видна также смазка подшипника.
Итак, что предлагают российскому потребителю зарубежные и отечественные производители смазок?
Наиболее популярной и, по праву, достойной смазкой данного типа и данного назначения, выступает смазка Mobil Unirex N3 (ранее поставлялась под брендом Esso Unirex N3). Оптимальное сочетание цены и качества сделало этот продукт весьма конкурентоспособным… До того момента, когда российская компания ARGO не предложила свой фирменный продукт TermoLit 3000 EP3. Это отличный продукт и весьма выгодное предложение. А теперь рассмотрим свойства этой смазки в виде сравнительного анализа с Mobil Unirex EP3.
Итак, «Mobil Unirex N3» VS «АРГО Termolit 3000 EP3»:
Характеристика |
Метод |
АРГО Termolit 3000 EP3 |
|
Загуститель |
- |
Комплексно-литиевый |
Комплексно-литиевый |
Базовое масло |
- |
Минеральное |
Минеральное |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+160 |
-30..+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP3N-30 |
KP3N-20 |
Цвет смазки |
Визуально |
Зеленый |
Зеленый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
3 |
3 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
220-250 |
220-250 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
120 |
115 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
260 |
230 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2930 |
н.д. |
Из сравнительной таблицы очевидно, что данные продукты полностью идентичны. А, пожалуй, смазка ARGO кое в чём даже превосходит Mobil. Температура каплепадения смазки ARGO на 30ºС выше аналогичного показателя Mobil Unirex N3, что создает дополнительный запас стойкости при нагреве подшипникового узла выше допустимой рабочей температуры. Нагрузка сваривания, отражающая защитные свойства смазки при экстремальных давлениях, также у ARGO Termolit 3000 EP3 весьма прилична.
Кстати, ценовое предложение на ARGO Termolit 3000 EP3 начинается от 100 рублей за тубу-картридж 0,4 кг., что делает замену импорта не только технически полноценной, но и очень выгодной.
На этом прощаюсь до новых встреч.
Удачи!