ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Чрезмерное количество смазки в подшипнике. К чему это приводит?

14.04.2019

В этой статье ответим на довольно распространенный вопрос о том, чем чреват избыток пластичной смазки в полости подшипника, к чему приводит слишком много смазки в подшипнике.

Практически каждый из нас, кто владеет автомобилем, знает, какие последствия может вызвать избыток моторного масла в двигателе. Правило предписывает поддерживать уровень масла ровно посередине между нижней и верхней метками масляного щупа. Каждый знает или, по меньшей мере, слышал, что повышенный уровень масла чреват повышенным его угаром и, как следствие, «залеганием» поршневых колец. Пониженный же уровень опасен «масляным голоданием» и соответствующим усиленным износом двигателя.

Но вернемся к пластичным смазкам и правилам заполнения ими подшипников качения.

http://a-kt.ru/sites/default/files/imagecache/1052x531/ak_07_15/8.png

Рис. 1 Смазкой заполнено пространство между телами качения

Всё обстоит аналогичным образом. Количество смазки должно быть строго определённым и быть на уровне от 1/3 до 2/3 объема полости подшипника.

Снижение количества менее 1/3 полости опасно «смазочным голоданием» и, как следствие, повышенным износом и разогревом подшипника.

Переполнение полости подшипника смазкой чревато также его разогревом, повышенным расходом смазочного материала и разрушением манжетных уплотнений узла. Разогрев и повышенный износ при этом тесно взаимосвязаны.

Для обеспечения гарантированно правильного смазывания подшипников, производитель оборудования сопровождает его соответствующим регламентом технического обслуживания, а также специальным смазочным оборудованием. Давно стало привычным, когда современная машина оснащена автоматической системой смазывания, а от обслуживающего персонала только и требуется своевременное пополнение бункера правильной смазкой. Намеренно подчеркиваем слово «правильная», так как любой смазочный материал должен быть именно правильно подобран. Понятия «хорошая» смазка, «дорогая» или «крутая» в данном случае бессмысленны.

Рассмотрим несколько примеров закладного и централизованного (автоматического) способов смазывания.

В качестве закладного способа сразу вспоминается пример смазывания подшипников ступицы колеса грузового автомобиля. Согласно руководству по эксплуатации автомобиля или трактора, полость каждого конического подшипника должна быть заполнена в среднем на 50%, а пространство между парой этих подшипников – ещё на 1/3 - 3/4. Рекомендации разных производителей автотракторной техники на этот счёт практически полностью сходятся и заключаются в том, чтобы создать оптимальный режим работы подшипников, исключив и «голодание», и избыток смазки. Кстати, избыток может вызвать повреждение манжетных уплотнений, в результате которого смазка будет выдавлена наружу, а в полость ступицы попадет вода и пыль. Разумеется, это закончится разрушением подшипников. Так что поговорка «кашу маслом не испортишь» в данном случае не применима и даже противопоказана.

http://www.granat.spb.ru/sites/default/files/imce/user39/1.JPG

Рис 2 Ступица колеса автомобиля со смазкой ARGO Elit X в подшипниковом узле

В качестве примера смазки для подшипников ступиц колес автотракторной техники  выделим смазку Elit X EP2 от российской компании ARGO. Это весьма популярный в России продукт.

https://tpgargo.ru/assets/images/ElitX.jpg

Рис. 3 Туба смазки ARGO ELIT X. Масса нетто 370 гр.

В случае оснащения техники централизованными системами смазывания, применяемая смазка должна обладать соответствующей консистенцией, которая позволяла бы её всесезонное использование.

Так, в транспортной технике консистенция смазки в условиях российского климата должна соответствовать консистенции 00 – 000 по шкале NLGI.

Вот характеристики одной из таких смазок ARGO. Называется продукт ARGO Elit Ca EP00/000.

Характеристика

Метод

ARGO Elit Ca EP00/000

Загуститель

-

Литий-кальциевый

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-40..+120

Классификация смазок

DIN 51502

KP00/000K-40

Цвет смазки

Визуально

Коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

00/000

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

400-475

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

45

Температура каплепадения, ºС

DIN ISO 2176

-

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2067

 
Для централизованного смазывания стационарного оборудования – оборудования, которое эксплуатируется в помещениях – допускается более твердая консистенция, вплоть до той, которая обычно используется при закладном способе смазывания. Вот пример смазки для этих применений.

Характеристика

Метод

ARGO Elit HD EP1

Загуститель

-

Литий-кальциевый

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-30..+120

Классификация смазок

DIN 51502

KP1K-30

Цвет смазки

Визуально

Коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

1

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

310-340

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

220

Температура каплепадения, ºС

DIN ISO 2176

170

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2607

 
Относительно централизованного (автоматического) способа смазывания следует добавить, что количество смазки в полости подшипника и периодичность её пополнения в этом случае обеспечивается на этапе проектирования техники.
Эта конструкционно-обусловленная система отрегулирована таким образом, чтобы степень заполнения полости подшипника находилась в уже известных нам пределах 1/2 – 1/3 объёма.

 

связаться с нами
подобрать смазку