Эластогидродинамический режим трения в подшипниках.
15.08.2016Здравствуйте, дорогие читатели блога!
В предыдущей статье мы рассмотрели гидродинамический режим работы подшипников. Напомню, что главным свойством этого вида трения является отсутствие непосредственного контакта между поверхностями деталей подшипника и «подмена» его жидкостным трением в слоях смазочного материала. Термин «гидродинамическое трение» расшифровывается как трение в жидкости, возникающее при взаимном перемещении рабочих поверхностей, между которыми находится эта жидкость.
Типичные смазочные материалы для гидродинамических подшипников обычно не оснащаются специальными трибологическими присадками и добавками, так как при гидродинамическом трении они попросту не участвуют в процессе трения. Трибологические присадки и добавки, также напомню, это вещества, которые снижают трение в условиях непосредственного контакта поверхностей. К ним относятся противоизносные и противозадирные присадки, а также твердые смазочные добавки в виде графита, дисульфида молибдена, тефлона и другие.
Гидродинамический режим трения является, пожалуй, идеальным трением и встречается в технике не часто. Обычно это подшипники турбин, подшипники жидкостного трения прокатных станов и, отчасти, подшипники коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Но и в перечисленных машинах идеальный гидродинамический режим обычно чередуется с различными переходными режимами работы. Это, прежде всего, различные пусковые и остановочные фазы работы, а также режимы, возникающие в условиях ударных и знакопеременных нагрузок.
Наиболее распространенным режимом трения в реальных условиях работы машин и механизмов является так называемый эластогидродинамический режим трения. Это смешанный вид трения, допускающий гидродинамическое трение, граничное трение и различные промежуточные режимы. Толщина масляной пленки в этом режиме соизмерима с высотой микронеровностей поверхностей.
На рисунке ниже показан микрорельеф поверхностей трения и то, как контактируют микронеровности при смешанном (эластогидродинамическом) режиме трения.
Рис.1 Микрорельеф поверхностей трения
Контакт микронеровностей трущихся поверхностей носит точечный характер и, в силу очень высоких удельных давлений, в точках контакта происходит значительный локальный нагрев. Локальный нагрев вызывает локальную активизацию химически активных веществ – противозадирных присадок, которые «разрыхляют» металл, сглаживая микрорельеф, снижая трение и износ. Так работают стандартные противозадирные присадки.
Более эффективно работает технология SM-ART в смазках от российской компании ARGO. На рисунке 2 изображен процесс трения микронеровностей в присутствии обычной смазки.
Рис.2 Неуправляемая приработка поверхностей трения в присутствии обычной смазки.
На рисунке 3 показан процесс «мягкой» приработки рабочих поверхностей подшипника в присутствии смазки с использованием технологии SM-ART.
Рис.3 «Интеллектуальная» приработка поверхностей в присутствии смазки с использованием технологии SM-ART от компании ARGO.
Вот пример смазки ARGO с использованием фирменной технологии SM-ART.
Смазка ARGO Elit X EP2
Характеристика |
Метод |
EP2 |
Загуститель |
- |
Li-Complex |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30...+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2N-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-синий |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
280 |
Нагрузка сваривания, H |
DIN 51350 |
3283 |
Итак, мы рассмотрели реальный режим трения в подшипниках качения и скольжения, который встречается в процессе эксплуатации оборудовании, - эластогидродинамический. Мы отметили физические особенности этого вида трения и определили эксплуатационные свойства смазочных материалов, необходимые для эффективной защиты узлов трения.
На этом, надеюсь, стоит сделать паузу и вернуться к дальнейшему рассмотрению процессов трения в следующей статье. Убеждён, что настоящая статья была полезна для понимания реальных процессов трения в подшипнике и помогла читателю стать более независимым в выборе смазочных материалов.
На этом всё. До новых встреч!