История стандартов ISO, NLGI, DIN и т.д.
29.03.2017Здравствуйте, уважаемые читатели!
Как и обещал в предыдущей статье, в настоящей я собираюсь рассказать о стандартах, на которые ссылаются производители оборудования, а мы ими руководствуемся при выборе смазочных материалов. Расскажу также коротко об организациях, олицетворяющих эти стандарты и, конечно, о расшифровке кодов, обозначающих пластичные смазки.
Научно-техническая революция второй половины XX века привела к бурному развитию технологий, а также к появлению современного транспорта и промышленного оборудования. С другой стороны, технологический скачек в индустрии смазочных материалов породил их огромное многообразие. Необходимость выбора масла или смазки в «океане» смазочных материалов остро актуализировали потребность в систематизации, классификации и стандартизации этой продукции. За дело взялись метры своего дела – международные организации, специализирующиеся в области стандартизации промышленных материалов и изделий.
Поскольку в этом блоге мы традиционно рассматриваем вопросы, связанные только с пластичными смазками, то остановимся подробно на таких стандартах, как DIN 51502, NLGI и ISO 6743-9-87, которые наиболее полно классифицируют и идентифицируют пластичные смазки.
Стандарт DIN 51502
Одной из самых авторитетных организаций в среде инженеров из всех областей науки, промышленности и бизнеса по праву признан институт DIN - Deutsches Institut für Normung - Немецкий институт по стандартизации. Вот ссылка на представление института DIN в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/DIN .
Но мы не будем отвлекаться на исторические экскурсы и разберём, собственно, стандарт DIN 51502. Лучше всего это сделать на примере реальной смазки, для чего расшифруем популярную в России смазку Elit M EP2 от отечественной компании ARGO.
KPF2K-30
K – смазка для подшипников качения и скольжения (табл. 1),
Р – легирована противоизносными и противозадирными присадками (табл. 2),
F – содержит твёрдые смазочные добавки (табл. 2),
2 – класс консистенции по NLGI (табл.3)
K – максимальная рабочая температура (табл. 4)
-30 – минимальная рабочая температура минус 30⁰С.
Таблица 1
Тип пластичной смазки в соответствии с типом узла трения |
Буквенное обозначение |
Пластичные смазки для роликовых подшипников качения, подшипников скольжения, поверхностей скольжения по стандарту DIN 51825 |
K |
Пластичные смазки для закрытых приводов по стандарту DIN 51826 |
G |
Пластичные смазки для открытых приводов, зубчатых приводов (адгезивные смазки без битума) |
OG |
Пластичные смазки для подшипников скольжения и уплотнителей |
M |
Таблица 2
Дополнительное буквенное обозначение |
Смазки |
F |
Для смазок с твёрдыми добавками (графит, полисульфид молибдена) |
P |
Присадки для смазок для снижения трения и износа в зоне повышенного трения и/или для повышения допускаемой нагрузки |
Таблица 2А Тип базового масла
Буквенное обозначение |
Тип базового масла |
E |
Полиэфирное базовое масло |
FK |
Фторуглеводородное базовое масло |
HC |
Синтетическое углеводородное базовое масло |
PH |
Базовое масло на основе эфиров фосфорной кислоты |
PG |
Полигликолевое базовое масло |
SI |
Силиконовое базовое масло |
X |
Другие типы базовых масел |
Отсутствие буквенного символа |
Минеральное базовое масло |
Таблица 3 Классы консистенции по NLGI
Класс консистенции по NLGI / DIN 51818 |
Пенетрация (х 0,1 мм) по DIN ISO 2137 |
Состояние |
Применение |
000 |
445 – 475 |
Очень жидкая |
Смазки для закрытых и открытых зубчатых передач, для централизованных систем смазки |
00 |
400-430 |
Жидкая |
|
0 |
355-385 |
Полужидкая |
|
1 |
310-340 |
Очень мягкая |
Смазки для подшипников качения и скольжения |
2 |
265-295 |
Мягкая |
|
3 |
220-250 |
Полутвердая |
|
4 |
175-205 |
Твердая |
Специальные применения |
5 |
130-160 |
Очень твердая |
|
6 |
85-115 |
Сверхтвердая |
Таблица 4 Максимальные рабочие температуры
Буквенный символ |
Максимальная температура применения по DIN 51821 |
Реакция по отношению к воде по DIN 51807, часть 1, уровень по DIN 518071 |
C |
+60 °C |
0-40 или 1-40 |
D |
2-40 или 3-40 |
|
E |
+80°C |
0-40 или 1-40 |
F |
2-40 или 3-40 |
|
G |
+100°C |
0-90 или 1-90 |
H |
2-90 или 3-90 |
|
K |
+120°C |
0-90 или 1-90 |
M |
2-90 или 3-90 |
|
N |
+140°C |
Нет требований |
P |
+160°C |
|
R |
+180°C |
|
S |
+200°C |
|
T |
+220°C |
|
U |
свыше +220°C |
Классификация NLGI
Рассматривая классификацию пластичных смазок по DIN 51502, мы коснулись их классификации по густоте (консистенции), которую отражает ещё один стандарт ещё одной авторитетной организации – NLGI (National Lubricating Grease Institute). Это Национальный институт пластичных смазок США, который разработал классификацию смазок, приобретшую также международный статус.
Классификация пластичных смазок по NLGI относится, преимущественно, к автомобильным смазкам и представляет собой довольно объемный для формата настоящей статьи блок информации. Поэтому, предлагаю рассмотреть эту тему в отдельной статье, которую обещаю представить в ближайшее время. Что же касается классификации смазок по консистенции, то эту простую и удобную систему NLGI мы уже знаем из таблицы 3.
Стандарт ISO 6743-9-87
И всё же международной системой, классифицирующей смазочные материалы, несмотря на всю авторитетность DIN и NLGI, является ISO (International Organization for Standardization).
ISO это Международная организация по стандартизации, которая с 1946 года разрабатывает технические стандарты практически во всех направлениях бизнеса, отраслях промышленности и технологиях.
Итак, классификация пластичных смазок по стандарту ISO 6743-9-87.
Настоящий стандарт устанавливает классификацию группы X (пластичные смазки), которая входит в класс L (смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты). Этому стандарту полностью соответствует российский ГОСТ 28549.9-90.
Стандарт применяется ко всем категориям пластичных смазок, используемых для смазывания оборудования, узлов машин, транспортной техники и т.д.
Пластичные смазки классифицированы согласно условиям эксплуатации, при которых они используются.
Обозначение пластичной смазки по ISO 6743-9-87 рассмотрим на примере популярной смазки Elit X EP2 также от российской фирмы ARGO.
ISO-L-X-CEHB 2
ISO – Международная организация по стандартизации,
L – класс смазочных материалов,
X – группа смазочных материалов (пластичные смазки),
С – минимальная рабочая температура (табл. 5),
E – максимальная рабочая температура (табл. 6),
H – уровень защиты от коррозии (табл. 7),
B – наличие противозадирных EP-присадок (А – отсутствие),
2 – класс консистенции по NLGI.
Таблица 5 Минимальные рабочие температуры
Температура, ⁰С |
Обозначение |
0 |
А |
-20 |
В |
-30 |
С |
-40 |
D |
ниже -40 |
E |
Таблица 6 Наибольшие рабочие температуры
Температура, ⁰С |
Обозначение |
+60 |
А |
+90 |
B |
+120 |
C |
+140 |
D |
+160 |
E |
+180 |
F |
свыше +180 |
G |
Таблица 7 Защита от коррозии
Среда |
Стапень защиты |
Обозначение |
Сухая |
L |
A |
Сухая |
M |
B |
Сухая |
H |
C |
Туман |
L |
D |
Туман |
M |
E |
Туман |
H |
F |
Вымывание водой |
L |
G |
Вымывание водой |
M |
H |
Вымывание водой |
H |
I |
L – не защищает M – защищает от воздействия пресной воды H – защищает от воздействия соленой воды |
Итак, мы подробнейшим образом рассмотрели систематизацию, классификацию и идентификацию пластичных смазок по международным стандартам, научились расшифровывать буквенно-цифровые коды пластичных смазок и, наконец, приобрели навыки считывать требования производителей техники и оборудования, зашифрованные в картах смазки. Надеюсь, это было полезно.
А теперь я прощаюсь до следующих встреч в блоге Павла Надежного.
Удачи, вам, друзья!