Как подобрать смазку по рекомендациям производителя техники
29.03.2017Приветствую вас, дорогие читатели блога!
В предшествующей статье о принципах подбора смазок мы рассмотрели функциональный подбор. Это наиболее сложный способ, учитывающий множество факторов, характеризующих условия работы узла трения. Гораздо проще выбрать смазку, опираясь на рекомендации компании-производителя техники. Ведь конструкторы, проектирующие машину, всё учли за нас с вами и, выдвигая требования к смазочному материалу, заранее взяли на себя ответственность за работоспособность своего детища.
Однако, поскольку производители бывают разные, мы рассмотрим наиболее типичные примеры, связанные с крупными отечественными и мировыми производителями, продвинутыми как в технологиях машиностроения, так и в опыте применения смазочных материалов.
Итак, надежный производитель оборудования свои требования к смазочному материалу всегда указывает в руководстве по эксплуатации. Причем указывает в виде стандарта, которому должны соответствовать масла и смазки. Это главное! Руководство по эксплуатации необходимо внимательно читать в части регламента технического обслуживания, а также в приложении, в котором содержится карта смазки и примеры масел и смазок.
Эти примеры, порой, смущают механиков по ремонту и эксплуатации техники, так как «привязывают» к конкретным производителям смазочных материалов и вынуждают расширять номенклатуру продуктов и количество поставщиков.
Давайте рассудим вместе, как правильно трактовать рекомендации применять конкретные масла и смазки конкретных производителей.
Акцентирую, друзья, ваше внимание, законом для механика при выборе смазочного материала является стандарт, которому он должен соответствовать!
Наиболее распространенным и удобным стандартом, закрепляющим единую систему обозначения и идентификации смазок, считается немецкий стандарт DIN 51502 или DIN 51825/51826. Хотя для автомобильных смазок это может быть стандарт NLGI, принятый в основном в странах Северной Америки.
Как тогда быть с рекомендациями применять ту или иную смазку того или иного производителя?
Дело в том, что конкретные смазочные материалы указываются в качестве примера для стран, в которые экспортируется техника. Несложно заметить, что это, как правило, продукция транснациональных корпораций, представленная во всем мире. Это напоминает принцип Coca-Cola и Pepsi-Cola. Все понимают, что эти напитки далеки от представлений о здоровом питании, но их доступность и узнаваемость в любой точке Мира делает их самыми продаваемыми.
Роль Coca-Cola и Pepsi-Cola в смазочном мире выполняют торговые марки Mobil, Shell, Castrol и т.п. Нет-нет, я не преследую цель опустить в ваших глазах эти заслужившие доверие потребителей бренды, а лишь хочу донести мысль о том, что на этих товарах выбор смазочной продукции не исчерпывается. А логика инженеров проста, ведь не зная в какую страну будет поставлена техника, они предлагают вам то, что можно приобрести в любой точке Планеты.
При этом часто упускается масса не менее достойных местных производителей на локальных рынках. Ну, скажем, американские производители никогда не порекомендуют масла и смазки немецких компании Fuchs и Kluber или французских Total и Elf. А вот Mobil, Chevron и Texaco укажут непременно. Почему? Просто эти компании, во-первых, американские, а во-вторых - транснациональные. Всё предельно просто!
И в этом ничего плохого нет. Необходимо лишь научиться трактовать рекомендации шире и помнить о главном – о стандарте, который классифицирует и идентифицирует смазочный материал.
Рассмотрим пример. В карте смазки грузового автомобиля указан стандарт, которому должна соответствовать смазка для подшипников ступиц колёс. Это DIN 51502: KP2P-30. При этом уточняется, что вязкость базового масла должна быть не менее ISO VG 220. Что означает эта информация? Для начала расшифруем буквенно-цифровой код смазки.
КР2Р-30
К – смазка для подшипников качения и скольжения.
Р – смазка легирована противоизносными и противозадирными присадками.
2 – класс консистенции по NLGI соответствует 2 или показаниям пенетрометра 265-295 мм·0,1.
Р – максимальная рабочая температура +160⁰С.
-30 – минимальная температура применения минус 30⁰С.
Наконец, уточнение ISO VG 220 – вязкость базового масла в смазке 220 сСт при 40⁰С.
Этому коду соответствует масса самых различных смазок от самых различных производителей. Например, смазка Elit X EP2 от российской компании ARGO. Вот её подробные характеристики:
Характеристика |
Метод |
АРГО Elit X EP2 |
Загуститель |
- |
Lithium-Complex |
Базовое масло |
- |
Минеральное |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2N-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Синий |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
260 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
3283 |
Кстати, подробные таблицы для расшифровки кодировки смазок по DIN 51502 и происхождение этого стандарта я планирую привести в ближайшей своей статье о стандартах.
На этом статью завершаю. Надеюсь, мои аргументы были убедительны и в дальнейшем помогут вам более широко и свободно интерпретировать рекомендации производителей транспортной техники и оборудования. Ну, и конечно стать более независимыми в выборе смазочных материалов.
До новых встреч на страницах блога!