Низкие скорости вращения. Смазки для тихоходных подшипников.
18.06.2017В предшествующей статье мы рассмотрели особенности работы скоростных узлов трения и свойства смазочных материалов для их оптимальной работы. В настоящей статье мы обсудим специфику смазочных материалов для тихоходных узлов трения.
Итак, ключевое условие правильной смазки подшипника - гидродинамический режим трения. В этом режиме процессы трения и износа имеют минимальную интенсивность. На рисунке 1 показан характер взаимодействия трущихся поверхностей при сухом и граничном трении, а также в условиях гидродинамического трения.
Формирование стабильного гидродинамического трения зависит от скорости взаимного перемещения рабочих поверхностей подшипника и вязкости жидкости (масла) между ними. Чем выше скорость, тем при меньшей вязкости масла устанавливается стабильный гидродинамический режим. А чем выше вязкость масла, тем при меньшей скорости вращения подшипника возможно гидродинамическое трение.
Таким образом, тихоходные подшипники качения и скольжения для защиты от износа должны смазываться высоковязкими маслами и смазками на высоковязком базовом масле. Снова приведу таблицу ориентировочного подбора смазочного материала в зависимости от скорости вращения подшипника и примеры пластичных смазок АРГО, проверенные практическим применением в данных условиях.
Типичный узел |
Частота вращения, об/мин |
Вязкость базового масла при 40°С, сСт |
Пример смазки ARGO |
Подшипник качения шпинделя металлообрабатывающего (деревообрабатывающего) станка |
≥3000 |
15 – 25 |
|
Подшипник синхронного электродвигателя или вентилятора |
≥3000 |
15 – 25 |
|
Подшипник синхронного электродвигателя или вентилятора |
1500 - 3000 |
50 - 100 |
|
Подшипник асинхронного электродвигателя или вентилятора |
1500 |
100 - 150 |
|
Подшипник ступицы колеса автомобиля |
<1500 |
150 - 220 |
|
Подшипник молотковой дробилки |
~1000 + ударные нагрузки |
220 |
|
Подшипник рабочего валка листопрокатного стана |
<500 |
220 |
|
Подшипник рабочего валка сортового или толстолистового прокатного стана |
<100 |
460 - 680 |
TermoMax EP2 |
Подшипник роликоопоры вращающейся печи обжига клинкера |
<100 |
460 - 680 |
TermoMax EP2 |
Из таблицы видно, как со снижением частоты вращения подшипника возрастает требуемая вязкость базового масла. Но высокая вязкость – не единственное условие надежной защиты, ведь при малых скоростях существует опасность эластогидродинамического и, даже, граничного трения. И чревато оно задиром и повышенным износом деталей подшипника.
Низкие скорости взаимного перемещения поверхностей, кроме неустойчивого эластогидродинамического трения, чреваты снижением эффективности противозадирных (ЕР) присадок. На малых скоростях ЕР-присадки попросту не активизируются. Их локальная активизация происходит только при разогреве в точках касания микрорельефа пары металл-металл, который создается на определенной скорости скольжения.
Для усиления противозадирного эффекта при низких скоростях в смазки вводятся твёрдые смазочные добавки кристаллических веществ слоистой структуры. В качестве слоистых кристаллических добавок используются как обычные дисульфид молибдена или графит, так и модные белые смазочные добавки. Не зависимо от природы, их смазывающий эффект основан на скольжении не связанных между собой микрочешуек кристалла. На рисунках 2 и 3 показана кристаллическая структура графита и дисульфида молибдена.
Рис. 2 Слоистая кристаллическая решетка дисульфида молибдена:
- атомы желтого цвета – сера,
- атомы голубого цвета – молибден
Между атомами молибдена и серы в кристаллах дисульфидах молибдена существует прочная химическая связь, в то время как между атомами серы связь отсутствует, что обеспечивает свободное скольжение слоев, обращенных друг к другу атомами серы.
Аналогичным образом обеспечивается взаимное скольжение слоев кристаллов графита. Слоистая структура отчетливо видна на рисунке 3.
Вернёмся же к тихоходным подшипникам. Особенностями тихоходных подшипников являются высокие удельные давления, граничное трение, не редко умноженные на ударные нагрузки. Эти особенности обусловили применение смазок на высоковязких маслах 220-460 сСт при 40ºС, а иногда и более – до 1000-1500 сСт. В зависимости от удельных давлений и присутствия ударных нагрузок, смазки усиливаются твёрдыми смазочными добавками графита или MoS2.
Смазки из статьи:
До новых встреч!
Павел Надежный.