Обслуживание подшипника для перехода на новую смазку
21.06.2021При полной замене смазки в подшипнике важна последовательность действий. Рассмотрим это на примере подшипников ступицы колеса грузового автомобиля, так как это наиболее наглядный и знакомый механикам пример.
Итак, с чего начинаем? Конечно, с демонтажа колеса со ступицы. Демонтаж колеса оставим автослесарям и останавливаться подробно не будем. Более подробно рассмотрим разборку ступицы колеса. Поскольку операция замены смазки требует соблюдения известной чистоты, то начинаем с наружной мойки колеса и ступицы с помощью аппарата высокого давления.
Рис. 1 Переднее колесо автомобиля КамАЗ
На рисунке 2 изображено фото ступицы заднего колеса автомобиля КамАЗ в сборе с тормозным барабаном. В наружном отверстии ступицы отчетливо виден подшипник.
Рис. 2 Задняя ступица автомобиля КамАЗ в сборе с тормозным барабаном
В отдельности подшипник выглядит так, как он изображен на рисунке 3. Это, как видим, роликовый конический подшипник. В ступице колеса установлена пара конических подшипников по схеме «враспор».
Рис. 3 Конический роликовый подшипник
На рисунке 4 схематически изображено устройство подшипникового узла передней ступицы автомобиля КамАЗ, из которого хорошо видно взаимное расположение деталей.
Рис. 4 Устройство подшипникового узла ступицы колеса автомобиля КамАЗ
Очевидно, что для замены смазки необходимо разобрать подшипниковый узел ступицы. Для этого последовательно демонтируются следующие детали:
- защитный колпачок (пыльник) 18 с прокладкой 19,
- контргайку 20,
- стопорную шайбу 22,
- гайку затяжки конического подшипника 23,
- наружный подшипник с роликами и сепаратором 24.
После удаления перечисленных деталей с цапфы снимается, собственно, ступица 12 в сборе с тормозным барабаном 8 (сборная позиция 1).
Оставшийся на цапфе внутренний подшипник 2 можно снять при помощи специального съёмника, но можно и оставить, не демонтируя, ведь главное - подшипник промыть от остатков отработанной смазки с продуктами износа подшипника. А промыть подшипник можно и на цапфе.
Кстати, о промывке… Отработанную смазку из подшипников ступицы необходимо смыть с помощью керосина или уайт-спирита. Промывка предполагает не только удаление, собственно, смазки, но и содержащихся в ней продуктов износа, механических загрязнений и влаги.
После промывки деталей подшипниковый узел ступицы колеса предстоит собрать в обратной последовательности. Свежая смазка закладывается в подшипник при помощи шпателя или лопаточки таким образом, что бы она максимально глубоко проникла в зазоры между роликами, кольцами и сепаратором. Момент затяжки гайки подшипника ступицы косвенно выражают в виде завинчивания этой гайки до упора с последующим отпусканием на 1/6 – 1/8 оборота. Подробности опустим, так как слесарь по ремонту автомобиля не просто знает, как правильно отрегулировать конический подшипник ступицы, но и обладает необходимыми тактильными навыками.
Смазка же в подшипник закладывается, отнюдь, не в максимальном количестве. Принцип «кашу маслом не испортишь» в данном случае не вполне применим. «Правильное» количество смазки в подшипнике ступицы составляет 1/3 – 1/2 часть внутренней полости корпуса нашего подшипника. Меньше нельзя, так как это не обеспечит хорошее смазывание подшипников. Больше тоже нельзя – приведёт к нежелательному разогреву смазки и подшипника, а также выдавливанию излишков смазки, что чревато повреждением манжетных уплотнений (сальников).
На рисунке 5 изображена ступица колеса со свежей синей автомобильной смазкой.
Рис. 5 Ступица колеса в сборе с подшипниками и смазкой
Однако, следует упомянуть, собственно, о смазке для подшипникового узла ступицы колеса автомобиля… Что использовать?
Наиболее популярной универсальной автомобильной смазкой в нашей стране, по праву, стала смазка Elit X EP2 от компании ARGO. Эта смазка наиболее полно заменяет такую общепризнанную смазку, как Mobilgrease XHP 222, ставшую символом автомобильных смазок. Характерный синий цвет Elit X также символизирует традиционные автомобильные смазки.
Вот сравнительные технические характеристики универсальной синей автомобильной смазки Elit X EP2 от российской компании ARGO и Mobilgrease XHP 222:
Характеристика |
Метод |
АРГО Elit X EP2 |
Mobilgrease XHP 222 |
Загуститель |
- |
Lithium Complex |
Lithium Complex |
Базовое масло |
- |
Минеральное |
Минеральное |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+160 |
-20..+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2P-30 |
KP2N-20 |
Цвет смазки |
Визуально |
Синий |
Синий |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
2 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
220 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
250 |
280 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2930 |
3087 |