Опорный ролик
16.05.2017Здравствуйте, уважаемые читатели!
Сегодня поговорим об особенностях эксплуатации подшипниковых узлов опор и направляющих элементов различного вращающегося оборудования. Замечу, оборудование это настолько разнообразно, что систематизировать и обобщить особенности работы данных узлов практически не возможно. И всё же мы это сделать попытаемся.
Наиболее типичными видами роликовых опор являются опоры вращающихся трубчатых печей обжига или спекания разнообразного минерального сырья: известняка, клинкера, бокситов и т.п. На рисунке 1 видны опорные станции, на которые опирается трубчатая печь, совершая вращение. Опорные станции состоят из пары роликов, в основе которых находятся массивные подшипники качения.
Подшипники качения роликовых опор смазываются жидкими или пластичными смазочными материалами. Сложно сказать однозначно, какой способ смазывания лучше, но даже неспециалисту очевидно, что использование пластичной смазки позволяет предельно упростить процесс смазывания. Собственно, вся «система» смазки в этом случае сводится к полости подшипника, заполненной пластичной смазкой.
Сторонники жидкостных систем смазки поспешат возразить, доказывая, что жидкостная смазка не только смазывает, но и охлаждает, а также выносит из рабочей зоны продукты износа. Всё это верно. Но верно в случаях, когда действительно требуется охлаждение, а низкая эффективность пластичных смазочных материалов приводит к образованию значительного количества продуктов износа.
Современные пластичные смазки по высокотемпературным свойствам способны выдерживать нагрев до 150-220⁰С, а их смазочные свойства позволяют снизить трение и износ подшипника до уровня, когда процесс образования и накопления продуктов износа растягивается на годы. Как следствие, использование пластичных смазок, позволяет предельно удешевить конструкцию оборудования и сократить эксплуатационные расходы.
В качестве примера пластичного смазочного материала для подшипников роликовых опор крупногабаритных вращающихся агрегатов приведу смазку TermoMax HD от российской компании ARGO. Эта смазка отлично себя зарекомендовала в роликоопорах трубчатых печей обжига клинкера на цементных заводах. Высокотемпературный комплексно-литиевый загуститель смазки допускает нагрев до 200⁰С, а высоковязкое базовое масло в сочетании с дисульфидом молибдена надежно защищает от износа высоконагруженные подшипники даже в условиях экстремальных удельных давлений.
Вот характеристики смазки ARGO TermoMax HD:
Характеристика |
Метод |
|
Загуститель |
- |
Litium Complex |
MoS2, % |
- |
5 |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-20..+180 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF2R-20 |
Цвет смазки |
Визуально |
Тёмно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
460 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
≥260 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
6174 |
Очевидно, иного способа смазывания, кроме закладной пластичной смазки, в данном случае не существует. Однако, учитывая особенности эксплуатации этого оборудования, смазка должна быть «пожизненной» или, по меньшей мере, «долгоиграющей», ведь непрерывный режим работы транспортера, например, на фабрике производства щебня или угольной шахте напрочь исключает возможность обслуживания. Надежность здесь – важнейшее требование.
Приведу пример смазки ARGO Elit HD, успешно применяемой в конвейерном оборудовании обогатительных, щебеночных и угольных производств. Вот её характеристики:
Характеристика |
Метод |
|
Загуститель |
- |
Lithium |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+130 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2K-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
190 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2930 |
До новых встреч!