Почему смазка не прокачивается?
06.02.2017Приветствую вас, уважаемые посетители и читатели блога!
На дворе зима… И зима не европейская, когда при температуре минус 5⁰С и легком снежке на дорогах Европы наступает транспортный коллапс. Зима в России, как ни банально это констатировать, суровая, снежная и очень холодная. Неслучайно в это время в Сети столько вопросов о смазочных материалах, не застывающих в сибирские морозы.
Рис. 1 Бородинский угольный разрез
Наиболее остро вопрос стоит с пластичными смазками для централизованных систем смазывания мобильной техники и, особенно, добывающей. Эта техника не просто эксплуатируется под открытым небом, она трудится в северных районах России в карьерах и открытых разрезах, на дорогах и в лесах. Обычные смазки от европейских и американских производителей русских морозов не выдерживают и стынут в магистралях систем централизованной смазки, блокируя их работу. Российские смазки, предназначенные для общего применения, справляются зачастую ещё хуже.
Рис.2 Карьерный самосвал в Заполярье
Однако не только сверхнизкие температуры становятся причиной блокирования систем смазки. Это случается и при положительных температурах. Что в этом случае является причиной отказа системы смазки? В любом случае главная причина - в неправильном подборе смазки. Детали и подробный анализ далее…
Рис. 3 Централизованная система смазки на грузовом автомобиле
Какие показатели следует учитывать при выборе пластичной смазки для централизованной системы смазывания (ЦСС) техники?
Ключевыми характеристиками выступают консистенция смазки и вязкостно-температурные свойства базового масла. Очевидно, что изначально твёрдая консистенция смазки в сочетании с вязким базовым маслом уже при незначительных отрицательных температурах приведёт к ещё большему её сгущению и нарушению нормальной подачи к питателям.
Давайте классифицируем смазки для ЦСС.
Оборудование/техника, оборудованная ЦСС
|
Класс консистенции по NLGI |
Вязкость базового масла, сСт при 40⁰С |
Грузовые автомобили |
NLGI-000, NLGI-00 |
40-45 сСт |
Карьерная техника (самосвалы, экскаваторы) |
NLGI-00, NLGI-0, NLGI-1 |
20-40 сСт |
Стационарное оборудование, установленное в закрытых помещениях |
NLGI-0, NLGI-1, NLGI-2 |
100-460 сСт |
Так грузовые автомобили, в том числе магистральные тягачи, оборудованные централизованной системой смазки узлов шасси, обычно смазываются полужидкими смазками с консистенцией от 00 до 000 по NLGI. Кинематическая вязкость базового масла в этих смазках традиционно составляет 40-45 сСт при 40⁰С. Но всесезонность смазок для ЦСС обеспечивается не только оптимизированной вязкостью, но и полусинтетическим или синтетическим составом базового масла.
Карьерная техника, в отличие от шоссейной, содержит базовые масла с пониженной вязкостью. Она должна быть не более 40 сСт. Определяющим фактором в этом случае выступает климатические особенности эксплуатации карьерной техники, ведь она эксплуатируется, обычно, в северных районах России (Америки, Европы). И, конечно, базовые масла для Севера пригодны только синтетические и полусинтетические. Это аксиома, так как обеспечить всесезонные свойства смазке может только синтетика.
И, наконец, стационарное оборудование, эксплуатирующееся в закрытых помещениях или «горячих» цехах… Эта техника и смазки для неё не подвергаются низким и сверхнизким температурам, а, часто, напротив - повышенным и высоким. Да и механические нагрузки от тяжелых механических усилий рабочих органов таких машин, воздействующие на узлы трения, требуют применения тяжелых смазок. Под тяжелыми подразумеваются смазки на высоковязких базовых маслах. Обычно это базовые масла вязкостью 220-460 сСт и более.
Что предлагает нам российский производитель? Выбор, заметим, есть. Но проверенных продуктов, надежно гарантирующих работу в экстремальных условиях Севера, мало. Наиболее опытным оператором этого рынка, пожалуй, назову российскую компанию ARGO. Её смазки прошли проверку в различном оборудовании в различных климатических районах России, в связи с чем приведу несколько наиболее типичных примеров смазок для ЦСС.
Вот смазка для ЦСС грузовых автомобилей и её характеристики:
Показатель |
Метод |
EP000 |
Загуститель |
- |
Li-Ca |
Базовое масло |
- |
Минеральное |
Диапазон рабочих температур, ºС |
DIN 51 805 |
-40..+120 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP000K-40 |
Цвет смазки |
Визуально |
Желтый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
000 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
445-475 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
45 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350/4 |
2067 |
Показатель |
Метод |
EP00 |
EP0 |
EP1 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Lithium |
Lithium |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-50..+100 |
-50..+100 |
-50..+100 |
Минимальная температура прокачиваемости, ºС |
- |
-50 |
-45 |
-35 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP00G-50 |
KP0G-50 |
KP1G-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Светло-коричневый |
||
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
00 |
0 |
1 |
Температура каплепадения, °С |
DIN ISO 2176 |
- |
- |
180 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
400-430 |
355-385 |
310-340 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
25 |
25 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
1470 |
1470 |
1470 |
Показатель |
Метод |
NLGI 1 |
NLGI 2 |
Загуститель |
- |
Calcium Sulfonate Complex |
|
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-20..+180 |
-20..+180 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP1R-20 |
KP2R-20 |
Цвет смазки |
Визуально |
Коричневый |
|
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
1 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN 51818 |
310-340 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
460 |
460 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
270 |
290 |
Нагрузка сваривания, H |
DIN 51350 |
3920 |
3920 |
Критическая нагрузка, Н |
DIN 51350 |
1039 |
1039 |
Диаметр пятна износа при 40 кг., мм не более |
DIN 51350 |
0,4 |
0,4 |
До новых встреч!