Подбор аналогов импортного производства
17.12.2015Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!
Импортозамещение в области смазочных материалов набирает обороты и наиболее массовый и характерный вопрос, представленный в Интернете – как правильно подобрать аналог той или иной смазки. В этот раз постараюсь ответить на этот вопрос и коротко рассказать о том, как правильно выбирать смазки.
Прежде всего, оговорюсь, что табличный подбор аналога не всегда ведет к эффективному решению задачи, стоящей перед механиком. Каждый производитель смазочных материалов рекомендует производителям оборудования тот или иной продукт, исходя из своего видения решения поставленной конструкторами задачи, а также имеющейся в распоряжении номенклатуры фирменных смазок. Часто решения предлагаются из соображений необходимости продвижения новых разработок, в которые компания инвестировала средства и перед продавцами стоит задача обеспечить скорейшую окупаемость вложений. Так ведут себя крупные компании-производители смазочных материалов. В качестве примера могу привести масла и смазки на полиальфаолефиновом (ПАО) синтетическом базовом масле. Один крупнейший мировой производитель смазочных материалов в своё время инвестировал большие средства в технологию производства ПАО и теперь перед разработчиками смазочной продукции, маркетологами и продавцами этой компании стоит задача обеспечить массовый сбыт масел и смазок на ПАО. Давайте теперь вместе проанализируем то, насколько оптимально применение ПАО в качестве основы смазочного материала. Ну, во-первых: ПАО настолько химически инертны, что в них не растворяются присадки. Чтобы ввести пакет присадок в масло, присадки сначала растворяют в минеральном масле и, лишь затем, этот раствор смешивают с ПАО. Во-вторых: ПАО существенно уступает минеральным маслам по смазывающим свойствам и устойчивости масляной пленки.
Для того чтобы ПАО-синтетику заставить работать как смазочный материал, необходимо присутствие минерального масла и наличие специальных противоизносных присадок. В-третьих: смазочные материалы на ПАО стоят значительно дороже минеральных, полусинтетических и НС-синтетических. Возникает вопрос: а в чем заключаются преимущества синтетических масел и смазок на ПАО? Ответ существует, но он не очень убедителен на фоне имеющихся альтернативных решений. Присущие ПАО-синтетике высокие вязкостно-температурные свойства и повышенный срок службы, вполне достижимы за счет использования полусинтетических и гидрокрекинговых (НС) базовых масел. Вот почему максимальное распространение в автомобильном бизнесе получили гидрокрекинговые полусинтетические и синтетические моторные масла. Эта продукция обладает более оптимальным сочетанием технических и экономических показателей, чем ПАО-синтетика.
Этот пример я описал столь подробно для того, чтобы подчеркнуть, что правильно выбрать смазочный материал можно только исходя из поставленной технической задачи. Смазка является техническим решением, но это решение должно отвечать комплексной технико-экономической задаче. Если техническая задача решается более дешевыми средствами без ущерба в качестве, то преимущество должно быть отдано более дешевому средству.
Приведу еще один пример о выборе смазки. Последними достижениями в области пластичных смазок можно отметить смазки на загустителе из полимочевины (polyurea) и смазки на комплексе сульфоната кальция (CAS). Безусловно, эти смазки обладают очень высокими характеристиками, но эти характеристики призваны решить очень узкие задачи. Например, смазки на полимочевине обладают непревзойденными антиокислительными свойствами и минимальной «коксуемостью» при высоких температурах. Это важно, но имеет практическое применение в редких случаях. Например, в централизованных системах смазки МНЛЗ. Сульфонатно-кальциевые смазки также обладают уникальными свойствами, но для решения тех же задач существуют более дешевые решения. Например, тяжелонагруженные подшипники металлургического оборудования весьма успешно работают и на комплексно-литиевых смазках. В результате область применения смазок на комплексе сульфоната кальция сужается до случаев, когда оборудование работает в условиях аномального обводнения подшипниковых узлов.
Эти примеры, конечно, являются несколько упрощенными, но идея состоит в том, что аналоги смазок наиболее правильно подбирать, исходя из условий работы узла с «чистого листа». Подбор аналогов по функциональному назначению должен осуществляться специалистами компании-производителя смазок или специально обученными сотрудниками торгующих организаций.
Для ориентировочного же подбора аналогов с целью предварительного технико-экономического обоснования можно использовать сводные таблицы аналогов, которые разработаны производителями смазок специально для этих целей. Принцип таблиц аналогов заключается в систематизации смазок по ключевым показателям и сведении их в группы по типу загустителя, типу базового масла, вязкости базового масла, консистенции и нагрузке сваривания. В стандартных случаях, когда узел трения работает в расчетном режиме, табличный подбор вполне оправдывает себя. Но когда перед механиком стоит задача решить техническую проблему, когда условия работы узла не соответствуют расчетным, необходим подбор смазки с чистого листа, исходя из реальных условий работы.