Ролики конвейерные. Смазки подшипников роликов.
07.06.2016Здравствуйте, дорогие читатели блога!
Сегодня я предлагаю рассмотреть такой весьма актуальный вопрос, как смазывание конвейерных роликов. Конвейерное оборудование широко распространено в горнодобывающей, горнообогатительной, угольной, цементной промышленности, тепловой энергетике и многих других отраслях хозяйства. С учётом условий эксплуатации конвейеров, в которых подшипники опорных роликов испытывают высокие механические нагрузки, присутствие влаги, и, как правило, высокую запыленность, важнейшей составляющей их долговечности и надежности выступает качество смазывания.
Рис. 1. Конвейер ленточный. Внешний вид
Рис. 2. Опорные ролики ленточного конвейера
Типичная конструкция опорного ролика конвейера состоит из цилиндрического тела вращения, выполненного из трубы, в торцы которой запрессованы крышки с подшипниками и уплотнениями – смотрите эскиз на рисунке 3.
Рис. 3. Ролик опорный в разрезе.
Как видно из рисунка 3, подшипник в крышке ролика для изоляции от внешней среды защищен уплотнениями. Уплотнения бываю различными. Это или лабиринтные, или манжетные. На рисунке, кстати, изображено лабиринтное уплотнение.
К сожалению, на практике уплотнения бывают далеки от идеальных и смазка, загрязняясь пылью, окалиной, влагой, теряет свои смазочные свойства. Да и подшипники требуют её периодического обновления. А в случае неразборной конструкции ролика смазка должна быть «пожизненной», обеспечивая максимальный ресурс подшипников.
Для соответствия данным требованиям смазке необходимо сообщить хорошие тиксотропные, противоизносные, антиокислительные свойства и др. важные эксплуатационные характеристики. Кстати, уплотняющие свойства, столь необходимые для обеспечения «пожизненности» смазки и долговечности подшипников, определяются её тиксотропными свойствами. Давайте вместе вспомним, что тиксотропные свойства это способность дисперсной системы пластичной смазки обратимо разжижаться при интенсивных механических воздействиях (перемешивании, встряхивании) и отвердевать (терять текучесть) при пребывании в покое. Интенсивное перемешивание смазки в рабочей полости подшипника сопровождается необходимым разжижением, а застой в теневых зонах корпуса подшипника и уплотняющих узлах приводит к отверждению смазки и уплотнению зазоров от проникновения внешних загрязнений.
Долговечность подшипников конвейерного ролика обеспечивается несущей способностью масляной пленки, противоизносными и противозадирными свойствами смазки, которые определяются вязкостью базового масла и наличием соответствующих присадок. Оптимальной вязкостью базового масла для обычных режимов работы конвейерных роликов является вязкость 150-320 сСт. Обычно это 220 сСт. Для защиты подшипников при критических механических нагрузках смазка должна быть обогащена противозадирными присадками, а при наличии ударных нагрузок - твёрдыми смазочными добавками.
В качестве примера пластичной смазки для конвейерных роликов, пожалуй, приведу весьма популярный продукт от российской компании ARGO – Elit X EP2. Эта смазка содержит базовое масло вязкостью 220 сСт, загущенное комплексно-литиевым мылом, а также современный комплекс функциональных присадок. Наличие высокоэффективных противозадирных присадок относит эту смазку к ЕР-классу, а все перечисленные ключевые характеристики отличают Elit X EP2 от традиционного Литол-24 и всех его аналогов, прежде всего, высокотемпературными свойствами и, конечно, противоизносными.
Вот характеристики Elit X EP2
Характеристика |
Метод |
|
Загуститель |
- |
Li-Complex |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30...+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2N-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-синий |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
280 |
Нагрузка сваривания, H |
DIN 51350 |
3283 |
Для смазки подшипников конвейерных роликов, которые работают в условиях ударных нагрузок, но относительно небольших скоростях, подходит смазка с дисульфидом молибдена (MoS2) Elit M EP2 также от компании ARGO. Эта смазка идеально защищает подшипники при высоких удельных давлениях и ударных нагрузках, а также надежно уплотняет подшипниковые узлы от пыли в условиях, например, цементного или горнообогатительного производств.
Смотрите характеристики смазки Elit M EP2
Характеристика |
Метод |
|
Загуститель |
- |
Li |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30...+130 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF2K-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
150 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
190 |
Нагрузка сваривания, H |
DIN 51350 |
3920 |
Оба перечисленных примера смазок представляют собой наиболее типичные случаи выбора смазочного материала для конвейерных роликов. Но следует отметить, что наряду с закладной пожизненной смазкой, предполагающей неразборную конструкцию ролика, применяются также полужидкие смазки для автоматических централизованных систем смазывания с консистенцией по классификации NLGI от 000 до 1. В северных и арктических условиях требуются смазки со сверхнизкой температурой застывания, а например, для работы в условиях повышенной влажности или прямого воздействия воды идеально подходят смазки, загущенные комплексом сульфоната кальция.
До новых встреч!