Щековая дробилка. Смазка узлов трения
25.07.2017Щековая дробилка — это тип дробилки, использующей для измельчения кусков горной породы сжатие щёк. Щёками называются рабочие детали дробилки, которые представляют собой стальные плиты, сжатие которых приводит к разрушению крупных кусков горной породы. На рисунке 1 показан внешний вид щековой дробилки традиционной конструкции. На рисунке 2 – рабочий орган дробилки. Принцип действия щековой дробилки напоминает действие механизма для раскалывания орехов. Можно сказать, что щековая дробилка — это гигантский «Щелкунчик».
Все узлы трения столь мощного агрегата построены на подшипниках, которые воспринимают и передают гигантские механические усилия. Огромные удельные давления, ударные нагрузки и вибрации, действующие в подшипниках дробилки, предполагают использование специализированных смазок с усиленными трибологическими свойствами. Однако сочетание повышенных скоростей и динамических нагрузок создают известную сложность в подборе смазок, удовлетворяющих этим противоречивым условиям работы. Частота вращения эксцентрикового вала 120-300 об/мин определяет вязкость базового масла в составе смазки в пределах 150-220 сСт. Ударные нагрузки и высокие удельные давления предполагают использование твёрдых смазочных добавок графита, дисульфида молибдена или других веществ слоистой кристаллической структуры, способной создать противозадирный эффект в условиях граничного трения.
Отличные результаты в подшипниках щековых дробилок показала смазка Elit M EP2 от российской компании АРГО. Оптимальное сочетание минерального масла вязкостью 150 сСт с 3% содержанием дисульфида молибдена обеспечивают высокую защиту подшипников.
Вот характеристики АРГО Elit M:
Характеристика |
Метод |
АРГО Elit M EP2 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Содержание MoS2, % |
|
3 |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+130 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF2K-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
150 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
190 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
3920 |
Смазка АРГО Elit M представляет собой традиционное решение для подшипников дробилок, проверенное временем. Современные достижения в области производства пластичных смазок открывают новые возможности и снимают противоречие, связанное с необходимостью одновременно учитывать повышенные скорости и ударные нагрузки, характерные для работы дробильного оборудования. Смазки нового поколения на комплексе сульфоната кальция позволяют отказаться от использования твёрдых смазочных добавок, одновременно обеспечив максимальные трибологические свойства за счет особенностей этого загустителя.
О твёрдых смазочных добавках расскажу несколько подробнее. Сложность подбора смазок с дисульфидом молибдена или графитом для подшипников обусловлена тонкой гранью между гидродинамическим и эластогидродинамическим режимами трения с вероятным срывом к граничному трению. Уловить эту грань невозможно в условиях, когда машина работает одновременно при повышенных скоростях и с ударными нагрузками. Твёрдые смазочные добавки, надёжно защищая при граничном трении, создают обратный абразивный эффект при высоких скоростях. Смазки для дробильного оборудования это всегда компромисс. Разрешить противоречие можно только с помощью смазок, противозадирные свойства которых обеспечены свойствами неотъемлемого компонента пластичной смазки – загустителя. На настоящем этапе эволюции смазок этому требованию соответствуют только сульфонатно-кальциевые смазки, а также смазочные пасты, загущенные ультрадисперсным политетрафторэтиленом (PTFE) – фторопластом. Последние в силу весьма высокой стоимости в горно-обогатительном производстве не применяются.
Но о сульфонатно-кальциевых смазках с этого момента поговорим более обстоятельно.
В более ранних статьях мы подробно рассматривали особенности сульфонатно-кальциевых смазок, но считаю необходимым ещё раз подчеркнуть их уникальное сочетание свойств. На примере смазки TermoLub S 220 от российской компании АРГО вспомним о:
- непревзойдённых трибологических свойствах, обусловленных собственными противоизносными и противозадирными свойствами загустителя,
- отличной водостойкости,
- рекордных высокотемпературных свойствах,
- антикоррозионной защите металлов в условиях высокой влажности.
Вот подробная техническая характеристика TermoLub S 220:
Показатель |
Метод |
TermoLub S 220 ЕР2 |
Загуститель |
- |
Calcium Sulfonate Complex |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-25..+180 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2R-25 |
Цвет смазки |
Визуально |
Янтарно-коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN 51818 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
>300 |
Нагрузка сваривания, H |
DIN 51350 |
3685 |
Пятно износа при нагрузке 60 кг., мм не более |
DIN 51350 |
0,7 |
Критическая нагрузка, Н |
DIN 51350 |
1098 |
Да, чуть не забыл о главных трудягах – двигателях и смазках для них. Дизельные ДВС здесь рассматривать не будем, ведь моторные масла - тема не нашего блога. Но о пластичных смазках для электродвигателей поговорим. Применительно к дробильному оборудованию, спешу порекомендовать два типа пластичных смазок для подшипников. Оба они предназначены для пожизненного использования. Выражение «пожизненная» смазка, конечно, условно, ведь ни чего вечного не бывает. Но ресурс смазок, соизмеримый с ресурсом труднообслуживаемых или малообслуживаемых агрегатов реален и актуален. Для обеспечения «долгоиграющих» свойств смазка должна содержать либо специальное базовое масло, либо поликарбамидный загуститель – полимочевину.
В качестве специального базового масла обычно используются полиальфаолефиновые (ПАО) синтетические масла с очень высокой термоокислительной стабильностью, позволяющей эксплуатировать смазки длительно при повышенных и высоких температурах. В качестве загустителя этих смазок традиционно используют комплексное литиевое мыло. Из западных продуктов с длительным ресурсом использования на российском рынке наиболее популярна смазка Mobilith SHC 100 от ExxonMobil, наглядно характеризующая данный тип смазок. Одним из наиболее успешных отечественных аналогов этого продукта, выступает смазка TermoSint 100 от российской компании АРГО. Вот её характеристики:
Характеристика |
Метод |
TermoSint 100 EP2 |
Загуститель |
- |
Li-Complex |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-40..+180 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPHC2R-40 |
Цвет смазки |
Визуально |
Красный |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
100 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
260 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2607 |
Альтернативным принципом обеспечения ресурса смазки является использование в качестве загустителя поликарбамидного комплекса – полимочевины. В качестве базового масла в этом случае обычно используется минеральное масло. Защитный антиокислительный эффект создается загустителем. Примером «долгоиграющей» смазки на полимочевине является смазка Mobil Polyrex EM также от ExxonMobil, которую не менее успешно заменяет смазка TermoLux P220 снова от АРГО. Вот и её технические показатели:
Показатель |
Метод |
TermoLux P220 EP2 |
Загуститель |
- |
Polyurea |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-20..+150 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2N-20 |
Цвет смазки |
Визуально |
Коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
250 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
3087 |
Тест на коррозию |
ASTM D 1743 |
Проходит |
Как видно из технических характеристик, пластичные смазки АРГО наиболее продвинуты технологически и успешны коммерчески. Не уступая лучшим зарубежным продуктам, смазки АРГО составляют достойную альтернативу для их импортозамещения.
На этом повествование завершаю.
Смазки из статьи:
До новых встреч!
Павел Надежный