Синтетические смазки для северных и арктических условий эксплуатации
24.10.2016Здравствуйте, дорогие читатели моего блога!
Россия - северная страна… Для жителей теплых южных стран это звучит как аутодафе. Однако, это наша реальность и к ней нужно приспосабливаться, используя все современные технологии во всех областях. В настоящей статье рассуждать обо всех областях человеческой деятельности мы, разумеется, не будем, а вот о смазках для автотракторной техники, которая трудится в северных и арктических широтах, поговорим подробно.
Чем отличается северная эксплуатация оборудования и, особенно, мобильной техники от нормальной эксплуатации в умеренном климате? Конечно же, пониженными и низкими температурами окружающего воздуха. Как адаптировать технику к таким суровым условиям?
Рассуждать о перспективах всемирного потепления климата, равно как и о конструкционных особенностях техники для северных условий, не вижу смысла. А вот особенности смазочных материалов для зимних и арктических условий и что предлагают российские производители обсудим прямо сейчас.
Смазочные материалы для обеспечения пусковых и рабочих режимов эксплуатации в условиях низких температур отличаются от стандартных смазок и масел, прежде всего, низкотемпературными свойствами и, конечно, температурой застывания. Наилучшими низкотемпературными свойствами отличаются, как известно, синтетические масла и пластичные смазки на синтетических базовых маслах. Наиболее распространенными маслами и смазками на синтетике являются продукты на полиальфаолефиновых (ПАО) базовых маслах.
Осенний период закупочной кампании в России знаменуется всплеском спроса на синтеические смазочные материалы и я предлагаю в этой связи рассмотреть, что предлагают российские производители смазочной продукции в это время.
Почему именно синтетические масла и смазки становятся всё более популярными, по крайней мере в нашей стране, от года в год? Для этого сначала рассмотрим, что нам сулит использование минеральных смазочных продуктов.
Дело в том, что зимние сезонные смазочные материалы представляют собой масла и смазки с пониженной кинематической вязкостью базового масла. На рисунке 1 видно, как ведут себя различные сезонные масла и, в частности, зимние. Принцип прост – смазочные материалы для зимнего периода отличаются меньшей вязкостью, чем отодвигают точку потери текучести (застывания) в область более низких температур.
Рис. 1 Вязкостно-температурные свойства сезонных масел.
Этот принцип очевиден и давно известен. Однако пару примеров минеральных смазок, чтобы подчеркнуть преимущества синтетических продуктов, приведу здесь и сейчас.
Вот пример популярной для северных регионов эксплуатации смазки от российской компании ARGO. Это пластичная смазка «Elit A».
Показатель |
Метод |
EP0 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-60..+100 |
Минимальная температура прокачиваемости, ºС |
- |
-45 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF0G-60 |
Цвет смазки |
Визуально |
Светло-коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
0 |
Температура каплепадения, °С |
DIN ISO 2176 |
- |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
355-385 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
1470 |
Обращает на себя внимание минимальная рабочая температура до минус 60ºС! Но не так всё просто. Достигается эта температура использованием маловязкого базового масла, которое обеспечивает устойчивую масляную плёнку только в области отрицательных температур. А вот в области положительных температур эта смазка надежное смазывание не обеспечит – вязкость базового масла 25 сСт при +40ºС для тяжелонагруженного оборудования не достаточна.
Вывод: с сезонными зимними и арктическими смазочными материалами нужно обращаться очень внимательно и, как в случае с сильнодействующими лекарствами, использовать их без контроля службы технической эксплуатации нельзя! Самостоятельный выбор и применение, как и самолечение, не допустимы!
А теперь о том, что принципиально отличает синтетические смазки от рассмотренных и за счет чего синтетика нам облегчает жизнь. Конечно, отличительная особенность синтетических смазочных материалов состоит в широкой универсальности и всесезонности. Вязкостно-температурные свойства синтетических смазок обеспечивают надежное смазывание как при сверхнизких температурах, характерных для арктического климата, так и при высоких температурах, свойственных для горячих производств и тропического климата.
Вот пример смазки от российской компании ARGO – смазка «TermoSint 150». Этот продукт изготавливается на синтетическом (ПАО) базовом масле, легирован многофункциональным пакетом присадок и имеет рабочий температурный диапазон от минус 50°С до плюс 180°С. Но главное достоинство этой смазки заключается в том, что она обеспечивает устойчивое смазывание во всем рабочем диапазоне температур. Рекомендована смазка «TermoSint 150» как раз для использования в автомобильной технике в условиях Крайнего Севера.
Характеристики ARGO TermoSint 150 EP2:
Характеристика |
Метод |
EP1 |
EP2 |
Загуститель |
- |
Li-Complex |
|
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-50..+180 |
-50..+180 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPHC1R-50 |
KPHC2R-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Коричневый |
Коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
1 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
310-340 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
150 |
150 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
≥240 |
≥240 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2930 |
2930 |
Характеристики нам напоминают «до боли» знакомые универсальные автомобильные смазки, примеры которых знают все. Это и популярный в России ARGO Elit X, и зарубежные смазки Mobilgrease XHP 222, и Shell Retinax LX 2, и другие аналогичные продукты. Отличие заключается в расширенном диапазоне рабочих температур. А диапазон этот у ARGO TermoSint 150 EP2 на 40⁰С шире, чем у минеральных её собратьев. Но главная особенность – минимальная рабочая температура достигает минус 50⁰С! Это очень хороший результат.
Как и следует, область применения «ARGO TermoSint 150 EP2» распространяется на все подшипники качения автотракторной техники, а также на трипоидные ШРУС переднеприводных и полноприводных автомобилей. А, например, использование «ARGO TermoSint 150 EP2» в подшипниках ступиц грузовых автомобилей и спецтехники позволяет спокойно эксплуатировать эту технику в 50-градусные и более морозы!
Вот ещё один пример смазки для северных условий – смазка для подшипников скольжения и всевозможных шарнирных сочленений грузовых автомобилей и спецтехники, а также наружных ШРУС (ШРУС Рцеппа) легковых автомобилей и внедорожников. Это смазка на синтетической основе от ARGO – TermoSint 150M, усиленная дисульфидом молибдена.
Характеристики ARGO TermoSint 150M:
Характеристика |
Метод |
EP1 |
EP2 |
Загуститель |
- |
Li-Complex |
|
Содержание твердой смазочной добавки MoS2 |
- |
3% |
|
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-50..+180 |
-50..+180 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPHC1R-50 |
KPHC2R-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-серый |
Темно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
1 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
310-340 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
150 |
150 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
≥240 |
≥240 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
3920 |
3920 |
Вспомним ещё одно из важнейших применений пластичных смазок в горнодобывающей технике, которая эксплуатируется в холодном климате, - полужидкие смазки для централизованных систем смазывания. Вот пример такой смазки: ARGO ElitSint 25 EP1.
Характеристики ARGO ElitSint 25 EP1:
Характеристика |
Метод |
EP1 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Базовое масло |
- |
Синтетическое ПАО |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-50..+130 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
K1R-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Светло-коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
1 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
310-340 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
180 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2067 |
Кстати, эта смазка успешно заменяет такую распространенную при эксплуатации горнодобывающей техники в северных условиях смазку, как Fuchs Renolit JP1619.
А теперь предлагаю подвести итоги относительно того, что использовать в оборудовании и мобильной технике, если они эксплуатируются в широком диапазоне температур, а зима длится полгода и более.
Синтетические смазки и масла при более высокой цене, предоставляют нам возможность всесезонного их использования, сокращая в 2 раза номенклатуру смазочных материалов, закупаемых и содержащихся на складе предприятия. Простому же водителю, оператору или машинисту синтетика облегчает жизнь и снимает «головную боль», повышая надежность техники в экстремальных условиях на более высокий уровень.
Делать расчеты экономической целесообразности применения синтетических смазочных материалов и выбирать в конечном счете предстоит потребителю, но цель этой статьи была в том, чтобы сделать обзор и развеять возможные иллюзии относительно возможностей минеральных смазок в условиях холодного климата.
Надеюсь, цель статьи достигнута. Однако данная тема гораздо более обширна, чем объем этой статьи. Задавайте ваши вопросы, а я постараюсь на них подробно ответить на страницах этого блога.
До новых встреч!