Смазка для шлицевых соединений
22.10.2020Здравствуйте!
Сегодня мы поговорим о смазках для шлицевых соединений. Для этого проанализируем особенности работы этого вида соединений и характер трения в них.
Итак, шлицевое соединение — это соединение вала (охватываемой поверхности) и отверстия (охватывающей поверхности) с помощью шлицев (пазов) и зубьев (выступов), радиально расположенных на поверхностях вала и отверстия. Обеспечивает возможность осевого перемещения деталей вдоль оси.
Конечно, шлицевое соединение — это подвижное соединение, позволяющее валу, передающему вращение, удлиняться и укорачиваться во время работы. Силовая передача вращения характеризуется крутящим моментом, который обуславливает соответствующие контактные давления между боковыми поверхностями шлицев.
Таким образом, пара трения шлиц-зуб по характеру трения представляет собой разновидность линейного подшипника скольжения. Особенностями работы шлицевых соединений в составе карданных валов и приводных шпинделей являются малая скорость скольжения и высокие удельные давления. Это создает неустойчивый эластогидродинамический режим трения, переходящий в граничное трение.
Смазки для защиты узлов при граничном режиме трения обязательно должны содержать твёрдые смазочные добавки, призванные усилить действие противозадирных присадок, столь малоэффективных при малых скоростях скольжения. Обычно это графит или дисульфид молибдена. Если графит предпочтительнее при высокотемпературном применении, то дисульфид молибдена более эффективен трибологически.
Трибология – наука о трении и явлениях, сопровождающих трение. Трибологические свойства смазки — это сочетание противоизносных и противозадирных свойств.
В качестве примера смазки на основе дисульфида молибдена для шлицевых соединений приведём популярную смазку Elit M EP2 от российской компании ARGO. Вот характеристики этой смазки:
Характеристика |
Метод |
Elit M EP2 |
Загуститель |
- |
Литий-кальциевый |
Антифрикционная добавка |
- |
Дисульфид молибдена |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+120 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF2K-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
170 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2930 |
В низко- и средненагруженных шлицах, например, легковых автомобилей столь «мощную» смазку использовать не обязательно. Вполне эффективны здесь универсальные автомобильные смазки.
Вот ещё один пример смазки от АРГО для универсального автомобильного применения – Elit X EP2:
Характеристика |
Метод |
Elit X EP2 |
Загуститель |
- |
Литиевый комплекс |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30...+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2P-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-синий |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
250 |
Нагрузка сваривания, H |
DIN 51350 |
2930 |
Смазки из статьи:
На этом всё. До новых встреч!