Смазка для ступичных подшипников
15.06.2016Здравствуйте, дорогие читатели!
Вот вопрос из Сети: какой смазкой смазывать подшипники ступиц грузовых автомобилей, тракторной и специальной техники? До сих пор мы с вами не обсудили такую актуальную и популярную тему. Восполним сегодня этот пробел.
Вот, кстати, эскиз ступицы грузового автомобиля, содержащей пару конических подшипников, в которых используется специальная смазка.
Рис. Ступица задней оси грузового автомобиля в разрезе.
Для правильного выбора специальной смазки рассмотрим условия работы подшипников качения колесных ступиц автотракторной техники.
Прежде всего, это довольно большие механические нагрузки, которые имеют также выраженный динамический характер. Динамические нагрузки это удары, которые передаются подшипнику от неровностей дорожного полотна - ведь условия эксплуатации автотракторной техники весьма различны.
Также к особенностям эксплуатации ступичных подшипников автотракторной техники отнесём воздействие воды и пыли, а также не забудем о повышенных температурах, которые передаются на подшипник со стороны разогревающихся тормозных барабанов (или дисков).
Перечисленные факторы сразу определяют необходимый тип пластичной смазки по типу загустителя, базовому маслу и трибологическим свойствам. Относительно недавно для смазывания ступичных подшипников колес автомобилей и катков гусеничных тележек рекомендовались смазки на простом литиевом загустителе и минеральном масле средней вязкости, к которым относятся наш «старый добрый» Литол-24 или, например, смазка Mobilgrease MP.
Но начиная с 80-х годов XX века в автомобильную практику стали активно внедряться передовые смазки ЕР-класса с усиленными противозадирными свойствами на комплексно-литиевом загустителе и базовом масле повышенной вязкости 160-220 сСт. Напомню, что аббревиатура ЕР на английском расшифровывается как Extreme Pressure, что в свою очередь в технических терминах, принятых в нашей стране, как раз и означает смазочный материал с противозадирными свойствами.
Рассмотрим, какие преимущества обеспечивают комплексно-литиевые смазки ЕР-класса относительно традиционных «простых» смазок класса Литол-24.
Во-первых, благодаря противозадирным свойствам они лучше защищают подшипники при высоких удельных давлениях, создают эффект сглаживания микронеровностей и приработки рабочих поверхностей.
Во-вторых, это высокотемпературные свойства, допускающие перегрев подшипника и смазки в нём до 160⁰С против 100-120⁰С у «простых» смазок.
В-третьих, повышенная до 220 сСт вязкость базового масла обеспечивает более стабильный режим гидродинамического и эластогидродинамического трения, чем маловязкие масла в «простых» смазках.
Все перечисленные преимущества обеспечивают в результате значительно больший ресурс подшипников, а также увеличивают межсервисный интервал ступиц колес или катков гусеничных тележек автотракторной техники.
Наиболее известным примером зарубежных смазок данного класса является, пожалуй, смазка Mobilgrease XHP 222 от ExxonMobil. А весьма популярной российской представительницей этого типа в последнее время по праву стала смазка Elit X EP2 от компании ARGO.
В качестве примера предлагаю рассмотреть более подробно смазку Elit X EP2. Вот сравнительные технические характеристики российского бестселлера с западным аналогом.
Характеристика |
Метод |
АРГО Elit X EP2 |
|
Загуститель |
- |
Lithium-Complex |
Lithium-Complex |
Базовое масло |
- |
Минеральное |
Минеральное |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+160 |
-30..+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2N-30 |
KP2N-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Синий |
Синий |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
2 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
220 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
260 |
260 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
3283 |
3087 |
Друзья, надеюсь, что наше общение было полезным и в результате мы с вами вооружились новыми знаниями, которые помогут нам стать более свободными в выборе смазочных материалов. Пишите и задавайте свои вопросы.
До новых встреч!