ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Утечка смазочного материала

19.07.2017

Модернизация промышленности, преследуя приоритет в высокотехнологичных отраслях, дошла далеко не везде. Существует масса традиционных производств, оснащенных оборудованием весьма преклонных лет.

Но не стоит спешить с выводами и клеймить отсталость, ведь принципы работы и конструкция многих видов машин и механизмов и по сей день не претерпели каких-либо изменений, обусловленных научно-техническим прогрессом. Например, оборудование всевозможных подъёмных машин, коксовых, агломерационных или доменных печей и обслуживающих их механизмов, дробильное и конвейерное оборудование, а также многое другое дошли до наших дней с минимальными изменениями. Отнюдь не вся техника и машины претерпели эволюцию от ручного управления до робота.

Впрочем, и высочайшая автоматизация производственного процесса вовсе не означает, что изменились принципы работы зубчатой передачи или шахтной клети. За сухими заключениями экономистов об износе производственных фондов, например, на 80%, звучащими, как смертный приговор, зачастую стоит какой-нибудь редуктор «неубиваемой» конструкции и прочности, который 1000 раз себя окупил и при этом готов прослужить ещё лет 50.

Поговорим же об этих стальных трудягах.

Я не случайно упомянул именно редукторы, ведь ресурс и ремонтопригодность этих агрегатов позволяет эксплуатировать их если не вечно, то десятилетиями. Правда только в тех случаях, если они не являются элементом какого-то сложного комплекса, обновление которого подразумевает сдачу в металлолом всего комплекса целиком. Например, установка современной машины непрерывного литья заготовки (МНЛЗ) предполагает полную расчистку площадки от прежнего оборудования, в то время как, например, старенькие мостовые краны могут вполне уживаться с самой современной МНЛЗ.

Мостовой кран общепромышленного назначения
Рис. 1 Мостовой кран общепромышленного назначения
 

На рисунке 1 показан заготовительный участок машиностроительного производства, оснащенный традиционным мостовым краном.

Приводные механизмы мостового крана (показаны синим цветом)
Рис. 2 Приводные механизмы мостового крана (показаны синим цветом)
 

На рисунке 2 отчетливо видны электродвигатели и приводные редукторы мостового крана.

В моей практике очень часто встречаются вопросы, связанные с борьбой с утечками смазочного материала из редукторов. Сложность вопроса обусловлена тем, что какой бы смазочный материал не использовал потребитель, утечки неизбежны, ведь редукторное масло любой вязкости рано или поздно вытечет, если герметичность редуктора не обеспечена. А герметичность порой обеспечить не только сложно, но и не реально. Замена редуктора на новый является не всегда приемлемым решением. Герметизировать же редуктор с изношенными цапфами выходных валов часто невозможно технологически.

Редуктор трёхступенчатый с цилиндрическим зубчатым зацеплением
Рис. 3 Редуктор трёхступенчатый с цилиндрическим зубчатым зацеплением
 

Как быть в таком случае?

На помощь приходят пластичные смазки. Точнее их полужидкие разновидности. Рассмотрим подробнее принцип «герметизации» редуктора посредством применения полужидких пластичных смазок. Для этого вспомним понятие тиксотропные свойства.

Тиксотропией называют способность дисперсных систем к самопроизвольному восстановлению механически разрушенных структурных связей. Тиксотропные свойства пластичных смазок выражаются в том, что в результате восстановления структурных связей между частицами дисперсной фазы в процессе механического воздействия и после его прекращения их предел прочности или вязкость восстанавливаются.

Применительно к редукторному оборудованию это означает, что в рабочей зоне зубчатого зацепления и в подшипниках пластичная смазка разжижается и работает как масло. В то время, как в области уплотнений валов и привалочных поверхностей крышки и картера смазка в состоянии покоя застывает, уплотняя зазоры.

Подбор смазки для редукторов осуществляется аналогично принципу подбора жидкого масла. Вязкость базового масла в полужидкой пластичной смазке должна соответствовать рекомендациям производителя редуктора. Например, если рекомендовано масло И-50А с вязкостью около 100 сСт при 40ºС, то это означает, что пластичная смазка должна содержать базовое масло вязкостью 100 сСт. В этом вопросе не следует путать консистенцию (густоту) пластичной смазки, обусловленную количеством загустителя, с вязкостью базового масла, помня о том, что смазывает масло! Вязкостно-нагрузочные свойства смазочного материала, определяющие его эффективность, зависят от вязкости базового масла. Загуститель в данном случае лишь придаёт тиксотропные свойства, которые создают уплотняющий эффект.

Рассмотрим полужидкие смазки для редукторов на примере продукции российской компании АРГО. Но прежде – ещё немного теории…

Наиболее распространёнными классами вязкости масел для редукторов являются классы: 68, 100, 150, 220, 320, 460 и 680 сСт при 40ºС. Встречаются и другие значения вязкости, но они характерны либо для очень быстроходных редукторов, либо для высоконагруженных тихоходных. Если мы имеем дело со стандартными редукторами, которыми оснащено отечественное оборудование советских времён, то наиболее типичной вязкостью масла для них является вязкость 68, 100, 150 и 220 сСт. Не секрет, что отсутствие высокоэффективных специальных редукторных масел в те уже довольно отдалённые времена компенсировалось большой металлоёмкостью механизмов и агрегатов. С современной точки зрения это нонсенс, ведь сделать необходимое масло гораздо проще, чем построить редуктор, а стоимость металла и его обработки несоизмеримо выше, чем самого дорогого масла! Но такова была реальность.

Однако о смазках…

Компания АРГО предлагает следующие специализированные редукторные смазки на основе литиевого, литиево-кальциевого и сульфонатно-кальциевого загустителей:

Все эти продукты предлагаются в консистенциях 00 и 000 по шкале NLGI. В летний период оптимальные тиксотропные свойства демонстрируют смазки с консистенцией NLGI 00, в зимний – с консистенцией NLGI 000. Хотя это деление весьма условно и в отапливаемых помещения можно использовать всесезонно смазку «00». В неотапливаемых – «000».

Отдельно хотел бы остановиться на смазке нового поколения, загущенной комплексом сульфоната кальция, TermoLub S 220 EP00. Вот её характеристики:

Показатель

Метод

TermoLub S 220 EP00

Загуститель

-

Calcium Sulfonate Complex

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-30..+180

Классификация смазок

DIN 51502

OGP00R-30

Цвет смазки

Визуально

Янтарно-коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

00

Пенетрация 0,1 мм

DIN 51818

400-430

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

220

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

>300

Нагрузка сваривания, H

DIN 51350

3685

Пятно износа при нагрузке 60 кг., мм не более

DIN 51350

0,7

Критическая нагрузка, Н

DIN 51350

1098

В более ранних статьях этого блога мы подробно рассматривали свойства и особенности сульфонатно-кальциевого загустителя. В этот раз напомню, что благодаря этим особенностям сульфонатно-кальциевые смазки обладают:

  1. непревзойденными трибологическими характеристиками,
  2. отличными высокотемпературными свойствами,
  3. уникальной водостойкостью,
  4. эффективными антикоррозионными свойствами.

Но если же мы стоим перед задачей сократить или исключить утечки смазочного материала из редуктора, который спроектирован под использование индустриального масла И-40А, то наиболее правильным выбором станет смазка АРГО Elit 3000 EP000.

Смазки из статьи:

TermoLub S 220 EP00        
Elit 3000 EP000                   
Elit HD EP000                   
ElitCa EP000

 

 

 

 

 

 

До новых встреч, друзья!

Павел Надежный

 

 

связаться с нами
подобрать смазку