Лесная промышленность. Какие смазки потребляются?
15.02.2017Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!
Лесное хозяйство, лесозаготовительная и лесоперерабатывающая промышленности России – естественные и хорошо развитые отрасли, вооруженные современной высокопроизводительной техникой и технологиями. В наши дни это несомненная истина. Но так ли было всегда?
Давайте с вами рассмотрим такую, казалось, традиционно построенную на ручном труде людей, отбывающих наказание и проходящих трудовое перевоспитание, отрасль – лесозаготовительную. Или, как это называлось в народе, лесоповал. Незаметно для не специалиста, тяжелый и травмоопасный ручной труд человека ушёл в прошлое. На смену бензопиле «Дружба» пришли современные лесозаготовительные комплексы. Ведь важнейшей составляющей развития в ХХI веке является механизация и автоматизация производственных процессов. Ручной труд себя изжил даже на лесоповале!
Сделаем обзор техники, которая используется в лесозаготовке. Так валку леса нынче выполняют с помощью специальных комбайнов – харвестеров (рис. 1). Сбор, подсортировку и вывоз леса на погрузочные площадки – с помощью форвардеров (рис. 2). Трелёвку – буксировку хлыстов, деревьев, сортимента – выполняют с помощью буксировочных тракторов - скиддеров (рис. 3).
Однако, поговорим о технической эксплуатации всей этой техники, ведь работает она в суровых условиях, а техническое обслуживание и, конечно, смазочные материалы в процессе ТО – ключевое звено правильной эксплуатации дорогостоящей импортной техники.
Рис. 1 Лесозаготовительный комбайн – харвестер.
Да, техника импортная. Но… Смазочные материалы в ней используются самые, что ни на есть традиционные, которые операторы российского рынка предлагают наперебой. Объем предложения моторных, трансмиссионных и гидравлических масел, а также пластичных смазок превышает фактический спрос. Отечественный производитель от импортного давно не отстает ни ассортименте, ни в качестве.
Но всё-таки сузим сегодняшнюю тему до применения пластичных смазок, которым посвящен этот блог.
Рис. 2 Машина для сбора, подсортировки и доставки сортимента к месту заготовки – форвардер.
Поскольку вся лесозаготовительная техника, несмотря на специфические функции, относится к тракторной или, точнее, к автотракторной, то и смазки в ней используются автотракторные.
Рис.3 Специальный буксировочный трактор для трелевки леса – скиддер.
Наиболее массовыми автотракторными смазками признаны синие универсальные автомобильные смазки. Все основные узлы могут быть полноценно смазаны этим типом смазок. Вот классическая синяя автотракторная смазка Elit X EP2 от российской компании ARGO:
Характеристика |
Метод |
EP2 |
Загуститель |
- |
Li-Complex |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30...+160 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KP2N-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-синий |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
220 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
≥240 |
Нагрузка сваривания, H |
DIN 51350 |
2930 |
Особенностью лесозаготовительной техники, кроме родства с тракторами, является также наличие стрелы, выполняющей роль руки-манипулятора. Очевидно, стрела состоит из нескольких секций, соединенных втулочно-пальцевыми шарнирами. Телескопические цилиндры гидравлического привода также опираются на элементы стреловой системы с помощью втулочно-пальцевых шарниров. Что собой представляют втулочно-пальцевые шарниры, не сложно представить, взглянув на рисунок 4, на котором изображен гидравлический цилиндр с шарнирными опорными головками на концах для крепления к стреле или рабочим органам машины.
Рис. 4 Гидравлический цилиндр с опорными шарнирами на концах
А на рисунке 5 показана схема крепления и втулочно-пальцевые соединения секций стрелы.
Рис. 5 Схема крепления стрелы и гидроцилиндров к опоре.
А - основание (опора) стрелы, Б - втулочно-пальцевый шарнир.
Для этого типа подшипников, а втулочно-пальцевые шарниры это не что иное, как подшипники скольжения, рекомендуются смазки с содержанием твёрдых смазочных веществ. Например, дисульфида молибдена, который усиливает несущую способность смазки. Вот пример смазки также от ARGO – Elit M EP2:
Характеристика |
Метод |
EP2 |
Загуститель |
- |
|
Содержание MoS2, % |
- |
3 |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-30..+130 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF2K-30 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
2 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
265-295 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
150 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
190 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
3920 |
Показатель |
Метод |
EP0 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-60..+100 |
Минимальная температура прокачиваемости, ºС |
- |
-45 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF0G-60 |
Цвет смазки |
Визуально |
Светло-коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
0 |
Температура каплепадения, °С |
DIN ISO 2176 |
- |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
355-385 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
1470 |
Характеристика |
Метод |
EP0 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Содержание MoS2, % |
- |
3 |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-50..+100 |
Минимальная темпера-тура прокачиваемости, ºС |
- |
-45 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF0G-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
0 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
355-385 |
Температура каплепадения, °С |
DIN ISO 2176 |
- |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2930 |
Пятно износа на ЧШМ, мм |
DIN 51350 |
≤0,6 |
До новых встреч!