ТАБЛИЦА АНАЛОГОВ

Холодный пуск оборудования

18.08.2016

Добрый день, дорогие читатели блога!

Вспомнив поговорку о том, что сани следует готовить летом, а телегу зимой, у меня возникла идея обсудить тему подготовки оборудования к осенне-зимнему периоду эксплуатации.

Чем отличается осенне-зимняя эксплуатация оборудования и, особенно, мобильной техники от весенне-летнего периода? Разумеется, пониженными и низкими температурами окружающего воздуха. Каким образом службы технической эксплуатации и ремонтов могут подготовиться к экстремальной работе?

В этой статье мы, конечно, не будем рассматривать подготовку производственной и социальной инфраструктуры, но вопросы заготовки специализированных смазочных материалов рассмотрим. Рассмотрим и особенности смазочных материалов для зимних и арктических условий.

Смазочные материалы для обеспечения пусковых и рабочих режимов эксплуатации в условиях низких температур отличаются от стандартных смазок и масел, прежде всего, низкотемпературными свойствами и, конечно, температурой застывания. Наилучшими низкотемпературными свойствами отличаются, как известно, синтетические масла и пластичные смазки на синтетических базовых маслах. Наиболее распространенными маслами и смазками на синтетике являются продукты на полиальфаолефиновых (ПАО) базовых маслах.

Осенний период закупочной кампании в России знаменуется всплеском спроса на синтеические смазочные материалы и я предлагаю в этой связи рассмотреть, что предлагают российские производители смазочной продукции в это время.

Прежде всего, это зимние сезонные смазочные материалы с пониженной кинематической вязкостью базового масла. На рисунке 1 видно, как ведут себя различные сезонные масла и, в частности, зимние. Принцип прост – смазочные материалы для зимнего периода отличаются меньшей вязкостью, чем отодвигают точку потери текучести (застывания) в область более низких температур.

Описание: http://vseavtomasla.ru/wp-content/uploads/2015/12/maslo42.jpg

 

Рис. 1 Вязкостно-температурные свойства сезонных масел.

Этот принцип известен с незапамятных времен и его рассмотрение в цели настоящей статьи не входит, хотя пару примеров зимних сезонных смазок я намерен привести. Приведу их исключительно для того, чтобы подчеркнуть преимущества синтетических смазочных материалов.

Вот примеры зимних смазок…

Популярные для северных регионов эксплуатации смазки от российской компании ARGO «Elit A» и «Elit MA» как раз и дают нам такую иллюстрацию.

Вот их технические характеристики.

ARGO Elit A EP0

Показатель

Метод

EP0

Загуститель

-

Lithium

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-60..+100

Минимальная температура прокачиваемости, ºС

-

-45

Классификация смазок

DIN 51502

KPF0G-60

Цвет смазки

Визуально

Светло-коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

0

Температура каплепадения, °С

DIN ISO 2176

-

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

355-385

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

25

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

1470

 

Из приведенных характеристик обращает на себя внимание минимальная рабочая температура до минус 60ºС и температура прокачиваемости до минус 45ºС. Ну вот, кажется, идеальная смазка! Но не так всё просто и с выводами спешить не будем. Достигаются эти температуры использованием маловязкого базового масла, которое обеспечивает устойчивую масляную плёнку только в области низких температур. А вот в области положительных температур эта смазка надежное смазывание не обеспечит – вязкость базового масла 25 сСт при +40ºС не достаточна.

Еще одним сезонным продуктом для северных и арктических условий является смазка «Elit MA EP0» с дисульфидом молибдена, предназначенная для подшипников скольжения различных шарнирных сочленений мобильной техники. Вот её характеристики. Но, заметим, к «Elit MA EP0» относятся те же ограничения в области положительных температур.

Характеристика

Метод

EP0

Загуститель

 

Lithium

Содержание MoS2, %

 

3

Диапазон рабочих температур, ºС

 

-50..+100

Минимальная темпера-тура прокачиваемости, ºС

 

-45

Классификация смазок

DIN 51502

KPF0G-50

Цвет смазки

Визуально

Темно-серый

Класс консистенции NLGI

DIN 51818

0

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

355-385

Температура каплепадения, °С

DIN ISO 2176

-

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

25

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2930

Пятно износа на ЧШМ, мм

DIN 51350

≤0,6

 

Вот мы в рассуждениях и подошли к вопросу применения синтетических смазочных материалов. Что принципиально отличает синтетические смазки от рассмотренных? Конечно универсальность и всесезонность. Вязкостно-температурные свойства синтетических смазок обеспечивают надежное смазывание как при сверхнизких температурах, характерных для арктического климата, так и при высоких температурах, свойственных для горячих производств и тропического климата.

Вот пример смазки от российской компании ARGO – смазка «TermoSint 68 EP1». Этот продукт изготавливается на синтетическом (ПАО) базовом масле, легирован многофункциональным пакетом присадок и имеет рабочий температурный диапазон от минус 50°С до плюс 180°С. Но главное достоинство этой смазки заключается в том, что она обеспечивает устойчивое смазывание во всем рабочем диапазоне температур. Рекомендована смазка «TermoSint 68 EP1» как раз для использования в горнодобывающем оборудовании в условиях Крайнего Севера.

Вот её характеристики.

TermoSint 68 EP1

Показатель

Метод

EP1

Загуститель

-

Li-Complex

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-50..+180

Классификация смазок

DIN 51502

KPHC1R-50

Цвет смазки

Визуально

Красный

Класс консистенции NLGI

DIN 51818

1

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

310-340

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

68

Температура каплепадения, ºС

DIN ISO 2176

240

 

Вспомним ещё одно из важнейших применений пластичных смазок в горнодобывающей технике, которая эксплуатируется в холодном климате, - полужидкие смазки для централизованных систем смазывания. В умеренном климате в качестве центральной смазки используются, как правило, смазки на минеральном базовом масле, такие как Elit 3000 EP000. А вот в арктических условиях необходимо использовать смазки на ПАО-синтетическом базовом масле. Вот пример такой смазки: ARGO ElitSint 25 EP1.

ARGO ElitSint 25 EP1

Характеристика

Метод

EP1

Загуститель

-

Lithium

Базовое масло

-

Синтетическое ПАО

Диапазон рабочих температур, ºС

-

-50..+130

Классификация смазок

DIN 51502

K1R-50

Цвет смазки

Визуально

Светло-коричневый

Класс консистенции NLGI

DIN 51 818

1

Пенетрация 0,1 мм

DIN ISO 2137

310-340

Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с

DIN 51562-1

25

Температура каплепадения,ºС

DIN ISO 2176

180

Нагрузка сваривания, Н

DIN 51350

2067

 

Кстати, эта смазка успешно заменяет такую распространенную при эксплуатации горнодобывающей техники в северных условиях смазку, как Fuchs Renolit JP1619.

Однако, подведем итоги нашим рассуждениям.

Итак, что использовать в оборудовании и мобильной технике, если они эксплуатируются в широком диапазоне температур? Выводы не однозначны, ведь сезонные минеральные смазочные материалы стоят, собственно, как обычные. Синтетические же смазки и масла стоят значительно дороже, но предоставляют нам возможность всесезонного их использования, сокращая в 2 раза номенклатуру смазочных материалов, закупаемых и содержащихся на складе предприятия.

Делать расчеты экономической целесообразности и выбирать в конечном счете предстоит потребителю, но цель этой статьи была в том, чтобы сделать обзор и развеять возможные иллюзии относительно тех или иных смазочных материалов.Надеюсь, статья была полезной и цель достигнута. Однако данная тема гораздо более обширна, чем объем этой статьи. Поэтому предлагаю вам, читатели, задавать свои вопросы, а я постараюсь на них подробно ответить на страницах этого блога.

До новых встреч!

связаться с нами
подобрать смазку