Холодный пуск оборудования
18.08.2016Добрый день, дорогие читатели блога!
Вспомнив поговорку о том, что сани следует готовить летом, а телегу зимой, у меня возникла идея обсудить тему подготовки оборудования к осенне-зимнему периоду эксплуатации.
Чем отличается осенне-зимняя эксплуатация оборудования и, особенно, мобильной техники от весенне-летнего периода? Разумеется, пониженными и низкими температурами окружающего воздуха. Каким образом службы технической эксплуатации и ремонтов могут подготовиться к экстремальной работе?
В этой статье мы, конечно, не будем рассматривать подготовку производственной и социальной инфраструктуры, но вопросы заготовки специализированных смазочных материалов рассмотрим. Рассмотрим и особенности смазочных материалов для зимних и арктических условий.
Смазочные материалы для обеспечения пусковых и рабочих режимов эксплуатации в условиях низких температур отличаются от стандартных смазок и масел, прежде всего, низкотемпературными свойствами и, конечно, температурой застывания. Наилучшими низкотемпературными свойствами отличаются, как известно, синтетические масла и пластичные смазки на синтетических базовых маслах. Наиболее распространенными маслами и смазками на синтетике являются продукты на полиальфаолефиновых (ПАО) базовых маслах.
Осенний период закупочной кампании в России знаменуется всплеском спроса на синтеические смазочные материалы и я предлагаю в этой связи рассмотреть, что предлагают российские производители смазочной продукции в это время.
Прежде всего, это зимние сезонные смазочные материалы с пониженной кинематической вязкостью базового масла. На рисунке 1 видно, как ведут себя различные сезонные масла и, в частности, зимние. Принцип прост – смазочные материалы для зимнего периода отличаются меньшей вязкостью, чем отодвигают точку потери текучести (застывания) в область более низких температур.
Рис. 1 Вязкостно-температурные свойства сезонных масел.
Этот принцип известен с незапамятных времен и его рассмотрение в цели настоящей статьи не входит, хотя пару примеров зимних сезонных смазок я намерен привести. Приведу их исключительно для того, чтобы подчеркнуть преимущества синтетических смазочных материалов.
Вот примеры зимних смазок…
Популярные для северных регионов эксплуатации смазки от российской компании ARGO «Elit A» и «Elit MA» как раз и дают нам такую иллюстрацию.
Вот их технические характеристики.
ARGO Elit A EP0
Показатель |
Метод |
EP0 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-60..+100 |
Минимальная температура прокачиваемости, ºС |
- |
-45 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF0G-60 |
Цвет смазки |
Визуально |
Светло-коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
0 |
Температура каплепадения, °С |
DIN ISO 2176 |
- |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
355-385 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
1470 |
Из приведенных характеристик обращает на себя внимание минимальная рабочая температура до минус 60ºС и температура прокачиваемости до минус 45ºС. Ну вот, кажется, идеальная смазка! Но не так всё просто и с выводами спешить не будем. Достигаются эти температуры использованием маловязкого базового масла, которое обеспечивает устойчивую масляную плёнку только в области низких температур. А вот в области положительных температур эта смазка надежное смазывание не обеспечит – вязкость базового масла 25 сСт при +40ºС не достаточна.
Еще одним сезонным продуктом для северных и арктических условий является смазка «Elit MA EP0» с дисульфидом молибдена, предназначенная для подшипников скольжения различных шарнирных сочленений мобильной техники. Вот её характеристики. Но, заметим, к «Elit MA EP0» относятся те же ограничения в области положительных температур.
Характеристика |
Метод |
EP0 |
Загуститель |
|
Lithium |
Содержание MoS2, % |
|
3 |
Диапазон рабочих температур, ºС |
|
-50..+100 |
Минимальная темпера-тура прокачиваемости, ºС |
|
-45 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPF0G-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Темно-серый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
0 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
355-385 |
Температура каплепадения, °С |
DIN ISO 2176 |
- |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2930 |
Пятно износа на ЧШМ, мм |
DIN 51350 |
≤0,6 |
Вот мы в рассуждениях и подошли к вопросу применения синтетических смазочных материалов. Что принципиально отличает синтетические смазки от рассмотренных? Конечно универсальность и всесезонность. Вязкостно-температурные свойства синтетических смазок обеспечивают надежное смазывание как при сверхнизких температурах, характерных для арктического климата, так и при высоких температурах, свойственных для горячих производств и тропического климата.
Вот пример смазки от российской компании ARGO – смазка «TermoSint 68 EP1». Этот продукт изготавливается на синтетическом (ПАО) базовом масле, легирован многофункциональным пакетом присадок и имеет рабочий температурный диапазон от минус 50°С до плюс 180°С. Но главное достоинство этой смазки заключается в том, что она обеспечивает устойчивое смазывание во всем рабочем диапазоне температур. Рекомендована смазка «TermoSint 68 EP1» как раз для использования в горнодобывающем оборудовании в условиях Крайнего Севера.
Вот её характеристики.
TermoSint 68 EP1
Показатель |
Метод |
EP1 |
Загуститель |
- |
Li-Complex |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-50..+180 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
KPHC1R-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Красный |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51818 |
1 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
310-340 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
68 |
Температура каплепадения, ºС |
DIN ISO 2176 |
240 |
Вспомним ещё одно из важнейших применений пластичных смазок в горнодобывающей технике, которая эксплуатируется в холодном климате, - полужидкие смазки для централизованных систем смазывания. В умеренном климате в качестве центральной смазки используются, как правило, смазки на минеральном базовом масле, такие как Elit 3000 EP000. А вот в арктических условиях необходимо использовать смазки на ПАО-синтетическом базовом масле. Вот пример такой смазки: ARGO ElitSint 25 EP1.
ARGO ElitSint 25 EP1
Характеристика |
Метод |
EP1 |
Загуститель |
- |
Lithium |
Базовое масло |
- |
Синтетическое ПАО |
Диапазон рабочих температур, ºС |
- |
-50..+130 |
Классификация смазок |
DIN 51502 |
K1R-50 |
Цвет смазки |
Визуально |
Светло-коричневый |
Класс консистенции NLGI |
DIN 51 818 |
1 |
Пенетрация 0,1 мм |
DIN ISO 2137 |
310-340 |
Вязкость базового масла при 40ºС, мм2/с |
DIN 51562-1 |
25 |
Температура каплепадения,ºС |
DIN ISO 2176 |
180 |
Нагрузка сваривания, Н |
DIN 51350 |
2067 |
Кстати, эта смазка успешно заменяет такую распространенную при эксплуатации горнодобывающей техники в северных условиях смазку, как Fuchs Renolit JP1619.
Однако, подведем итоги нашим рассуждениям.
Итак, что использовать в оборудовании и мобильной технике, если они эксплуатируются в широком диапазоне температур? Выводы не однозначны, ведь сезонные минеральные смазочные материалы стоят, собственно, как обычные. Синтетические же смазки и масла стоят значительно дороже, но предоставляют нам возможность всесезонного их использования, сокращая в 2 раза номенклатуру смазочных материалов, закупаемых и содержащихся на складе предприятия.
Делать расчеты экономической целесообразности и выбирать в конечном счете предстоит потребителю, но цель этой статьи была в том, чтобы сделать обзор и развеять возможные иллюзии относительно тех или иных смазочных материалов.Надеюсь, статья была полезной и цель достигнута. Однако данная тема гораздо более обширна, чем объем этой статьи. Поэтому предлагаю вам, читатели, задавать свои вопросы, а я постараюсь на них подробно ответить на страницах этого блога.
До новых встреч!